«Кто-то по имени Ева» Джоан Вульф, краткое содержание читать ~8 мин.
«Кто-то по имени Ева» – историко-фантастический роман 2007 года для среднего класса, написанный американским педагогом и детским писателем Джоан М. Вульф. Действие романа происходит во время нацистской оккупации Чехословакии в 1942 году во время Второй мировой войны. История повествует об 11-летней Миладе Краличек и её пути потери и обретения заново.
Милада пытается вспомнить свою чешскую семью и свою идентичность после того, как нацистские солдаты похищают её и заставляют жить под именем «Ева Вернер» в новой немецкой семье. Книга затрагивает важные темы идентичности, семьи и влияния германизации на детей.
Предупреждение о содержании: В исходном материале присутствуют изображения нацистской идеологии, оскорбительные и унизительные выражения, а также физическое насилие. Эта книга является историческим художественным произведением и впоследствии описывает события, потенциально способные вызвать реакцию, включая нацистскую аннексию Чехословакии, резню в Лидице и концентрационные лагеря в оккупированной нацистами Европе.
Действие романа начинается в мае 1942 года в городе Лидице, Чехословакия. Нацистская Германия захватила и оккупировала Чехословакию в течение последних трёх лет. Главная героиня повести, Милада, и её лучшая подруга, Терези, планируют отпраздновать свой 11-й день рождения. Несмотря на оккупацию, Кралицкие устраивают для Милады весёлую вечеринку. Милада приглашает несколько друзей, а также свою одноклассницу Ружу, которую она недолюбливает. Праздник включает в себя игры, десерт и вручение подарков.
Через несколько дней в дом Краличек посреди ночи приходят нацистские солдаты и велят семье Милады собирать вещи. Пока семья собирает вещи, Бабичка, бабушка Милады, дарит Миладе гранатовую булавку в форме звезды и прикрепляет её к внутренней стороне рубашки Милады. Бабичка говорит Миладе, чтобы она всегда помнила, кто она и откуда родом. Солдаты отделяют женщин – Миладу, её младшую сестру Анечку, маму и Бабичку – от мужчин – брата Милады Яро и папы.
Солдаты собирают всех женщин и детей в Лидице и перевозят их в большую школу в соседнем Кладно. Женщин и детей заставляют сидеть и ждать на сене, разложенном по всему спортзалу. На второй день Миладу и ещё нескольких детей загоняют в комнату, где их осматривают нацистские врачи. Врачи заставляют детей раздеться и проводят физический осмотр. Они обращают внимание на её светлые волосы, цвет глаз, форму и размер носа и другие физические особенности, о которых Милада раньше не задумывалась.
Через несколько дней солдаты отводят женщин в «рабочий лагерь» под предлогом, что они воссоединятся со своими партнёрами. Солдаты также утверждают, что дети присоединятся к женщинам, но поедут в лагерь на более «комфортабельном» автобусе. Однако Миладу и Ружу сажают в автобус с нацистскими врачами и везут в центр Lebensborn, или учебный центр, в Пушкау, Польша, где находятся другие светловолосые девочки со светлыми глазами. В центре детям дают немецкие имена, заставляют говорить по-немецки и говорят, что они станут идеальными немецкими жёнами и матерями, которые сделают Германию сильнее.
Фройляйн Крюгер, директриса учреждения, переименовывает Миладу и Ружу в Еву и Франциску соответственно. Обучение в учреждении строгое, нацистские инструкторы преподают девочкам историю Германии, идеалы немецкой жизни и краеугольные камни нацистской идеологии. Хотя Еву заставляют посещать эти занятия и ежедневно отдавать честь Гитлеру, она хранит булавку Бабички и повторяет про себя её чешское имя, чтобы помнить, кто она такая.
По мере обучения Еве становится все труднее вспоминать своё чешское имя и язык. Она подружилась с другой девочкой по имени Лизель, и они тайком выходят из своей комнаты по ночам, чтобы посмотреть на звезды. Во время экскурсий они посещают маленькую часовню и называют друг друга только своими настоящими именами.
После двух лет пребывания в учреждении девочек удочеряют в немецких семьях. Еву забирают в большой, богато обставленный дом герра и фрау Вернер в Фюрстенберге, Германия. У Вернеров уже есть двое детей – 14-летняя дочь по имени Элсбет и восьмилетний сын по имени Петер. Ева узнает, что герр Вернер – важный нацистский чиновник, который управляет «тюремным лагерем» (концентрационным лагерем) недалеко от их дома. Когда солдаты сжигают тела умерших заключённых, от дыма исходит густой, тревожный запах, который пронизывает дом Вернера.
Ева и Эльсбет становятся близки, и Ева даже начинает называть родителей Вернеров «Vater» (отец) и «Mutter» (мать). В целом, Еве нравится проводить время в доме, где довольно уютно и есть хорошая еда. Однако Ева все ещё пытается незаметно сохранить свою личность и держит булавку Бабички прикреплённой к внутренней стороне своей одежды.
Вернеры устраивают вечеринку в честь удочерения Евы, и фрау Вернер шьёт Еве красивое платье из голубого атласа. Чтобы платье не порвалось, Ева вынимает булавку Бабички и кладёт её в ящик стола. Ева наслаждается праздником и чувствует себя счастливой от того, что она приносит пользу семье Вернер и Германии, но при этом она забывает о булавке Бабички.
Через несколько недель после вечеринки по случаю усыновления Эльсбет и Ева прогуливаются по лесу за их домом. Ева слышит, как кто-то поёт чешский гимн, и бежит на голоса. Она находит тюремный лагерь, которым руководит герр Вернер, и видит истощённых женщин, которых заставляют выполнять тяжёлую работу. Эльсбет говорит Еве, что тюрьма полна «плохих людей» и евреев, и что они никогда не должны возвращаться в лагерь. Хотя этот опыт опустошает Еву, она вспоминает о своей чешской идентичности и снова начинает носить булавку Бабички.
Примерно в это время частыми становятся воздушные налёты и артиллерийские обстрелы. Еды не хватает, и Вернеры вынуждены уволить своих наёмных работников. Герр Вернер решает взять Петера с собой в укрытие, и они вдвоём уходят. Остальные члены семьи Вернеров вынуждены укрыться от воздушных налётов. Фрау Вернер так расстроена тем, что муж бросил их, что Еве и Эльсбет приходится обманом заманить её в небольшой подвал под домом. Хотя в подвале холодно и темно, он служит бомбоубежищем для напуганной троицы.
Три недели спустя русские солдаты находят дом. Они заставляют фрау Вернер сдать все, что осталось в кабинете герра Вернера, уничтожают все, что могут, а затем оставляют фрау Вернер, Еву и Эльсбет. После этого Эльсбет и Ева выходят на улицу, чтобы найти пистолет, который Эльсбет спрятала в лесу. Они не могут его найти, и Ева использует эту возможность, чтобы улизнуть и снова посетить тюремный лагерь, надеясь услышать ещё немного языка и, возможно, получить информацию о своей семье.
Элсбет ловит Еву и обвиняет её в том, что она еврейка. Две девочки дерутся, падая с насыпи. Ева невольно теряет булавку Бабички. Девочки возвращаются в бомбоубежище, но отказываются разговаривать друг с другом. На следующую ночь Ева тайком уходит, чтобы найти булавку Бабички. Эльсбет следует за ней, сожалея о произошедшей накануне ссоре. Вместе они находят булавку Бабички, и Ева пытается рассказать Эльсбет о семье, которую она оставила в Чехословакии. Эльсбет не понимает.
Спустя несколько дней Ева, Эльза и фрау Вернер просыпаются в тихом мире и понимают, что война закончилась. Они возвращаются наверх и пытаются прибраться в доме и сделать его пригодным для жизни. Прожив наверху несколько дней, в дом приходят два американца из Красного Креста и спрашивают Миладу. Ева уже много лет не слышала её чешского имени и ошеломлена. Американцы рассказывают, что мать Милады ещё жива и ждёт её в Праге. Потрясённая, Милада следует за ними, оставив фрау Вернер и Эльсбет без прощания.
В поезде до Праги американка рассказывает Миладе, что её отец, брат и бабушка были убиты. Они считают, что её младшая сестра все ещё жива и была удочерена в немецкой семье. Американка также предупреждает Миладу, что её мать может выглядеть и вести себя иначе, чем в последний раз, когда они виделись.
Милада видит свою мать и соглашается, что она изменилась. Мама худая и костлявая, а её волосы коротко острижены. Несмотря на пугающий вид мамы, Милада все же узнает свет в глазах матери. Они обнимаются и начинают строить совместную жизнь в Праге.
Хотя мама Милады поначалу отказывается говорить об их семье, в конце концов она открывается. Мама рассказывает Миладе о жизни до войны, о дне, когда Милада родилась. В свою очередь, Милада рассказывает маме о немецкой тюрьме и о том, как её усыновили Вернеры. Мама шокирована тем, что Милада все эти годы хранила булавку Бабички. Эта булавка – их единственная вещь, оставшаяся с довоенных времён, и мама просит Миладу носить её на внешней стороне воротника как символ надежды.
В последней главе книги Милада и её мать посещают свой родной город Лидице. Теперь там только поле. Милада наблюдает, как над местом, где раньше стоял их дом, появляется одинокая звезда. Тихонько она говорит Бабичке, что сдержала обещание и всегда будет помнить.
- «Миф красоты» Наоми Вульф, краткое содержание
- «Смерть мотылька» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- «Собственная комната» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, краткое содержание
- «Иногда я лгу» Элис Фини, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?