«Песни невинности и опыта» Уильяма Блейка, краткое содержание читать ~4 мин.
«Песни невинности и опыта» – это двухтомная иллюстрированная книга стихов, опубликованная в 1789 и 1794 годах английским поэтом и художником Уильямом Блейком. Для Блейка невинность и опыт – это «два противоположных состояния души», которые значительно отличаются от преобладающей христианской идеи о том, что дети рождаются в «первородном грехе», но позже могут достичь «спасения» через церковь.
Детство – это не грех, считает Блейк, а некая защищённая невинность, не похожая на рай из мильтоновского «Потерянного рая». Однако, в отличие от Мильтона, не гордость или глупость заставляют человека потерять рай невинности. Скорее, невинность теряется, когда человек сталкивается с социальной, этической и политической коррупцией таких институтов, как церковь, правительство и правящий класс.
Через опыт, по мнению Блейка, невинность заменяется страхом и торможением. Эти два тома широко считаются одними из лучших и наиболее влиятельных произведений Блейка, положивших начало эпохе романтизма в европейском искусстве. «Песни невинности» содержат девятнадцать стихотворений, включая вступление, в котором Блейк изображает себя в роли пастуха, пишущего слова к счастливым песням, которые он играет на своей трубе, на благо ребёнка, встреченного им на облаке.
В «Пастухе» Блейк продолжает превозносить это нежное призвание, которое не требует от пастуха почти ничего, кроме умения слушать «невинный зов» и «нежный ответ» ягнят и овец. «Эхо зелени» более меланхолично, чем некоторые другие стихотворения «Невинности», потому что оно рассказано с точки зрения пожилого человека, наблюдающего за игрой детей. Следующее стихотворение, «Ягнёнок», – одно из самых известных стихотворений Блейка. Оно также является одним из самых явно религиозных. Здесь Блейк характеризует Всемогущего Бога как нежное и кроткое существо, такое же приятное, как Его самые мягкие творения, в частности, ягненок.
В стихотворении «Маленький чёрный мальчик» ребёнок африканского происхождения сравнивает свою кожу с кожей белого мальчика. Хотя их души одинаково белы, чернокожий мальчик считает, что цвет его кожи – результат чрезмерного воздействия одного из самых очевидных знаков Божьей любви: Солнце.
В стихотворении «Цветок» говорящий радуется при виде цветка и одновременно осознает, что природа, в строго материальном смысле, безлична. В «Трубочисте» у главного трубочиста мрачная жизнь, но он с нетерпением ждёт того дня, когда его освободит ангел и доставит к священной реке, которая смоет сажу с его тела. В «Потерянном мальчике» и «Найденном мальчике» маленький мальчик брошен своим отцом, и только потом Бог отдаёт его в объятия матери.
В «Смеющейся песне» и «Колыбельной песне» говорящие находят одинаковое удовольствие как в звуках птиц, дам и веселья, так и в нежном голосе матери. В стихотворении «Божественный образ» автор повторяет характеристику Бога как нежного ягнёнка. Однако в следующем стихотворении, «Святой четверг», говорящий описывает странную воинственную манеру, в которой бедные дети маршируют в церковь, чтобы поблагодарить своих мирских благодетелей. В «Ночи» Блейк снова описывает разницу между безличной природой, где хищник бездумно нападает на жертву, и высшей формой природы, где лев и ягнёнок лежат рядом друг с другом.
После «Весны», которая объединяет образы из многих предыдущих стихотворений в одно радостное торжество, следует «Песня медсестры», в которой воспитательница не может подавить игривый дух своих маленьких подопечных. В стихотворении «Радость младенца» мать спрашивает своего двухдневного ребёнка, какое имя он хотел бы получить. Младенец отвечает «Радость», потому что это все, что он знает. В «Мечте» автор мечтает о воссоединении матери-муравьихи со своими детьми благодаря предположительно духовному вмешательству светлячка и жука. «Последнее стихотворение «Невинности», «О чужой печали», является своего рода мостом к стихотворениям «Опыта», изображая радостного человека, который не может не чувствовать печаль других.Говорящий в двадцати шести стихотворениях, найденных в томе «Опыт», значительно отличается от простого пастуха, который повествует о стихотворениях «Невинности».
Здесь Блейк снова принимает образ певца, но на этот раз это пожилой, более опытный «Бард», который намерен вывести испорченных людей из материальной сферы и вернуть их в сферу духа и воображения. Многие стихи «Опыта» читаются как неформальные ответы на различные стихи «Невинности». Например, «Тигр» – это прямой ответ на «Ягнёнка», в котором говорящий пытается понять, что тот же Бог, который создал нежного ягнёнка, создал и грозного тигра.
В конце концов, однако, автор кажется гораздо более потрясённым «ярким горением» тигра, чем ягнёнка. И даже если один и тот же Бог создал обоих, язык говорит о том, что если ягнёнок был просто «сделан», то тигр был выкован, драматически, среди ужасного насилия молотов и раскалённого металла.
Ещё одно поразительное сопоставление происходит в «Печали младенца», ответе на «Радость младенца» предыдущего тома. Несмотря на радость, которую младенец может испытывать на руках у матери, эта радость исчезает и сменяется печалью в тот момент, когда ребёнка берет на руки кто-то другой, например, отец. В этом стихотворении «опыт» начинает разъедать «невинность» уже через несколько мгновений после рождения. В «Песнях невинности и опыта» отражён артистизм Уильяма Блейка в расцвете его сил, как поэта, так и художника.
- «Американский волк» Нейта Блейксли, краткое содержание
- «Ядовитое дерево» Уильяма Блейка
- «Рекурсия» Блейка Крауча, краткое содержание
- Сотни офортов Уильяма Блейка обнаружено в библиотеке университета Манчестера
- Питер Блейк сделал редизайн знаменитой обложки битлов
- Уильям Блейк: Английский художник-визионер, гравёр и иллюстратор
- «Трубочист» Уильяма Блейка
- «Лондон» Уильяма Блейка
Комментирование недоступно Почему?