«Пирам и Фисба» Овидия, краткое содержание читать ~6 мин.
«Пирам и Фисба» — это эпизод из четвёртой книги «Метаморфоз», эпической поэмы, опубликованной римским поэтом Овидием в 8 году нашей эры. В отличие от эпосов современников Овидия, таких как «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» не имеют единого связного повествования. Овидий избирает своей темой “тела, изменённые в другие формы”, и его поэма, в полном соответствии с этим, находится в состоянии постоянного изменения.
Её 15 книг представляют собой серию из более чем 250 самостоятельных историй, свободно связанных друг с другом в непрерывном потоке. Таким образом, сам текст поэмы метафорически отражает свою главную тему — преобразующую метаморфозу.

В основе сюжета лежат вечные темы запретной любви и трагической судьбы. Противостояние родительской воле вынуждает героев действовать втайне, что приводит к цепи роковых случайностей. История подчёркивает губительную силу недопонимания: единственное неверно истолкованное событие — окровавленное покрывало Фисбы — запускает необратимую трагедию. Так Овидий исследует не только внешние препятствия для любви, но и внутренние, связанные с поспешностью суждений.
Значение «Пирама и Фисбы» как литературной модели для трагических историй любви огромно. Многие влиятельные авторы западной традиции либо напрямую адаптировали миф, либо испытали его сильное влияние. Джеффри Чосер, величайший английский поэт Средневековья, включил его обработку под названием «Легенда о Фисбе» в своё произведение XIV века «Легенда о добрых женщинах». Джованни Боккаччо также обращался к этому сюжету. Позднее Уильям Шекспир увековечил миф, спародировав его в комедии «Сон в летнюю ночь» и положив в основу сюжета своей самой знаменитой трагедии «Ромео и Джульетта».
Овидий
Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso), известный как Овидий, родился в Сульмоне, Италия, 20 марта 43 года до н.э. Изначально Овидий следовал типичной карьерной траектории для молодого римлянина из обеспеченной семьи. Классическое риторическое образование в Риме готовило его к будущему в области права и политики. Однако, заняв несколько незначительных постов, Овидий отказался от общественной жизни. Ещё в юности он заявил о своём намерении стать поэтом, чем вызвал неодобрение отца.
В 25 году до н.э., в возрасте 18 лет, Овидий впервые публично прочёл свои стихи в Риме. Он быстро добился успеха, установив важные связи во влиятельных литературных кругах Мессалы Корвина и Мецената, который был советником по вопросам культуры первого императора Рима, Августа. Политика Августа, направленная на возрождение искусства, способствовала стремительному взлёту Овидия.
Однако в 8 году н.э., сразу после завершения «Метаморфоз», его судьба резко изменилась. Август сослал поэта в Томы — провинциальный город на берегу Чёрного моря, на территории современной Румынии. Хотя это не было традиционной ссылкой — Овидий сохранил своё имущество и гражданство, — поэт был навсегда изгнан из Рима.
Сам Овидий объяснял своё изгнание двумя словами: carmen et error — “стихотворение и ошибка”. Хотя истинная причина остаётся загадкой, существуют две основные версии. Во-первых, вольная эротическая поэзия Овидия, в частности «Наука любви», могла оскорбить консервативную моральную программу Августа. Во-вторых, что более вероятно, Овидий мог быть причастен к скандалу, связанному с внучкой императора, Юлией Младшей.
Какова бы ни была причина, последствия изгнания были тяжёлыми. Овидий, будучи истинным горожанином, десять лет провёл на окраине римского мира. Несмотря на многочисленные мольбы о прощении, обращённые к Августу и его преемнику Тиберию и сохранившиеся в его последних сборниках, «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» (Epistulae Ex Ponto), поэту так и не разрешили вернуться. Он умер в Томах в 17 или 18 году н.э. в возрасте около 60 лет.
Содержание поэмы
Овидий начинает четвёртую книгу «Метаморфоз» в греческом городе Фивы, где дочери царя Миния коротают время за пряжей и рассказами. Перебрав несколько восточных мифов, одна из сестёр решает поведать историю о Пираме и Фисбе, которая ей “больше всего понравилась, потому что сказка была далеко не широко известна”. Её рассказ объясняет, почему ягоды тутового дерева (шелковицы), изначально белые, приобрели тёмно-красный цвет.
Красивый юноша Пирам и прекрасная девушка Фисба живут по соседству в вавилонском городе. Близость породила дружбу, а затем и любовь, но их отцы запретили им вступать в брак. Противодействие родителей стало первым препятствием для влюблённых; вторым была стена, разделявшая их дома и мешавшая им быть вместе.
Однако страсть Пирама и Фисбы было невозможно сдержать. Влюблённые находят в стене крошечную трещину — “чего не обнаружит любовь?” — и используют её для тайных бесед. Стена становится объектом их противоречивых чувств: они целуют холодный камень вместо губ друг друга и обращаются к преграде, одновременно ненавидя и благодаря её за возможность общения.
Овидий мастерски использует литературные приёмы для усиления драматического эффекта. Он прибегает к апострофе — прямому обращению к неодушевлённым предметам, когда герои разговаривают со стеной, а Пирам — со своим мечом. Главным двигателем сюжета становится драматическая ирония: читатель знает, что Фисба жива, и с напряжением наблюдает, как Пирам делает неверные выводы. Кроме того, повествование носит этиологический характер, объясняя происхождение цвета ягод шелковицы.
Устав от разлуки, герои договариваются о побеге. Они решают встретиться ночью у гробницы Нина, под тутовым деревом у источника. Фисба приходит к условленному месту первой. В ожидании возлюбленного она видит львицу, которая подошла к источнику, чтобы утолить жажду после недавней охоты — её пасть была в крови. В испуге девушка убегает и прячется в пещере, по пути роняя своё покрывало.
Львица, прежде чем уйти, натыкается на покрывало и разрывает его окровавленными клыками. Вскоре после этого приходит Пирам. Он видит следы зверя и растерзанное, испачканное кровью покрывало Фисбы. В ужасе он решает, что его возлюбленная погибла. Виня себя в её смерти, он садится под тутовым деревом, оплакивает свою судьбу и пронзает себя мечом. Кровь брызжет на плоды шелковицы, окрашивая их в багровый цвет.
Фисба, оправившись от страха, возвращается на место встречи и находит умирающего Пирама. Услышав её голос, он на мгновение открывает глаза и умирает у неё на руках. Оплакав возлюбленного, Фисба обращается к богам и их родителям с мольбой похоронить их тела вместе, а ягодам шелковицы — навсегда сохранить багровый цвет в память об их любви. После этого она убивает себя тем же мечом.
Поэма завершается на краткой, но умиротворяющей ноте: просьба Фисбы была исполнена. Прах влюблённых покоится в одной урне, а ягоды тутового дерева с тех пор созревают красными.
- «Метаморфозы» Овидия, краткое содержание
- Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
- От футуризма к сюрреализму
- Режиссёр Давид Бобе перенёс на сцене в современный мир поэму Овидия
- В Архангельске открылся читальный клуб для слабовидящих людей
- Выставка «Кинотеатр радикальных сновидений»
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Салам алейкум
Уф что за письмо аж хочешь ситхом стать
Комментирование недоступно Почему?