«Поэтика» Аристотеля, краткое содержание
«Поэтика», написанная около 335 года до нашей эры, является одним из важнейших произведений древнегреческого философа Аристотеля.
В «Поэтике» ставится задача проанализировать природу и применение поэзии. Для Аристотеля поэзия означает не только стих, но и театр; произведения, которые он рассматривает, – это в основном пьесы. Хотя «Поэтика» является одним из самых влиятельных произведений мировой философии, она также неполна: Раздел о комедии давно утрачен, остались только размышления Аристотеля о трагедии и эпосе.
В изложении Аристотеля роль трагедии заключается в том, чтобы вызвать жалость и ужас, тем самым провоцируя катарсис – эмоциональное освобождение зрителей, позволяя им очиститься от подавленных чувств. Таким образом, трагедия служит не только эстетической, но и социальной цели: она подобна контролируемому поджогу – сжиганию подлеска, чтобы не сгорел весь лес.
Хорошие трагедии должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь дело с правдоподобными, последовательными персонажами, которые, тем не менее, нарисованы чуть лучше и интенсивнее, чем реальные люди. В них должно быть откровение, открытие или признание. И они должны происходить в концентрированной форме в течение не более 24 часов, в одной обстановке и сфокусированы на одной сюжетной линии. (Эпическая поэзия, с другой стороны, может длиться сколь угодно долго, но все равно должна иметь чёткую сюжетную нить с обозначенными началом, серединой и концом).
Сюжет глубоко важен для концепции трагедии Аристотеля. По его мнению, одного лишь описания трагического сюжета должно быть достаточно, чтобы вызвать у слушателей жалость и страх. Трагические сюжеты должны быть не просто захватывающими, но правдоподобными и последовательными; слишком многие писатели, по мнению Аристотеля, для перехода от точки А к точке Б прибегают к лёгким совпадениям или резким, незаслуженным изменениям характера.
Хитрость, по его мнению, заключается в том, чтобы поэты действительно жили в своих сценах, когда они пишут, представляя себе сцену и чувствуя себя «вместе» с персонажами. Хотя поэтическая истина отличается от научной, она должна подчиняться своим внутренне непротиворечивым законам.
- «Поэтика пространства» Гастона Башляра, краткое содержание
- Поэтика японской фотографии в центре эстетического воспитания «Мусейон» от ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Волшебные детские сказки на тему путешествий
- Выставка произведений Владимира Тишина (1963-2015) «ПОЭТИКА ТРЁХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- Выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века»
- Саша Мороз прочтет лекцию «Хрупкие игры. Пунктирные заметки о поэтиках Бергмана»
Комментирование недоступно Почему?