«Поэтика» Аристотеля, краткое содержание читать ~2 мин.
«Поэтика» (Περὶ ποιητικῆς), написанная около 335 года до н.э., — один из важнейших трудов древнегреческого философа Аристотеля (Ἀριστοτέλης). В этом трактате он заложил основы европейской теории литературы и драматургии, которые сохраняли своё влияние на протяжении многих веков.
В основе аристотелевского понимания искусства лежит концепция мимесиса, или подражания. Поэт, согласно Аристотелю, подражает действительности, но не копирует её, а воссоздаёт в обобщённом и упорядоченном виде. Различные виды поэзии — трагедия, комедия, эпос — различаются тем, чему, чем и как они подражают: объектом, средствами и способами подражания.

В «Поэтике» ставится задача проанализировать природу и виды поэзии. Для Аристотеля она включает не только стихи, но и театр, поэтому в качестве примеров он рассматривает преимущественно пьесы. Хотя «Поэтика» — одно из самых влиятельных произведений в истории философии, оно дошло до нас не полностью. Часть, посвящённая комедии, была утеряна, и сохранились лишь рассуждения о трагедии и эпической поэзии.
Согласно Аристотелю, цель трагедии — вызвать у зрителя сострадание и страх, что приводит к катарсису. Этот термин означает эмоциональное потрясение и очищение души от накопившихся аффектов. Таким образом, трагедия выполняет не только эстетическую, но и своего рода терапевтическую функцию, позволяя зрителю пережить сильные эмоции в безопасной обстановке.
Философ выделял шесть составных частей трагедии: сюжет (миф), характеры, мысли, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Важнейшей из них он считал сюжет — именно хорошо выстроенное действие, а не что-либо иное, делает трагедию трагедией.
Идеальный трагический сюжет должен включать перипетию — резкий поворот в судьбе героя от счастья к несчастью, и анагнорисис — узнавание, при котором герой осознаёт некую важную истину. Катастрофа происходит не из-за злого умысла персонажа, а вследствие гамартии — его «трагической ошибки» или рокового заблуждения.
Хорошая трагедия должна отвечать и другим критериям. Её персонажи должны быть правдоподобными и последовательными, но при этом изображены несколько благороднее и ярче, чем люди в реальной жизни. Аристотель также сформулировал принципы, известные как «три единства». Он настаивал на единстве действия (одна сюжетная линия) и единстве времени (события укладываются в 24 часа). Идея единства места была добавлена позже, теоретиками классицизма.
Сюжет имеет первостепенное значение в концепции трагедии Аристотеля. По его мнению, одного лишь пересказа фабулы должно быть достаточно, чтобы вызвать у слушателей сострадание и страх. Трагические сюжеты должны быть не просто увлекательными, но и логичными. Аристотель критиковал драматургов, которые прибегали к неуместным совпадениям или внезапным, необоснованным изменениям в поведении героев, особенно к приёму «бог из машины» (deus ex machina).
Секрет мастерства, по его мнению, заключается в том, чтобы поэт глубоко погружался в описываемые события, живо представляя себе сцену и искренне сопереживая своим героям. Хотя поэтическая истина отличается от научной или исторической, она должна подчиняться собственным внутренним законам логики и правдоподобия.
- «Поэтика пространства» Гастона Башляра, краткое содержание
- Поэтика японской фотографии в центре эстетического воспитания «Мусейон» от ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Волшебные детские сказки на тему путешествий
- Выставка произведений Владимира Тишина (1963-2015) «ПОЭТИКА ТРЁХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- Выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50–60-х годов ХХ века»
- Саша Мороз прочтет лекцию «Хрупкие игры. Пунктирные заметки о поэтиках Бергмана»
Комментирование недоступно Почему?