«Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, кратко читать ~5 мин.
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике» – это научно-философское произведение Иммануила Канта. Впервые опубликованные в 1783 году, «Пролегомены» рассматривают вопрос о том, возможна ли метафизика и как она работает, если вообще существует. Это полемическая работа, то есть это риторическая книга, которая подрывает противоположные аргументы, чтобы обосновать собственную позицию.
Расширенный анализ этого трактата здесь: «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
Это был популярный стиль письма среди академиков в XVIII веке. Кант – немецкий философ, наиболее известный своей первой работой, «Критика чистого разума», и своими теориями морали. Он является одним из самых уважаемых философов эпохи Просвещения. В «Пролегоменах» Кант задаётся вопросом, является ли метафизика настоящей наукой. Он начинает с вопросов метафизики, а затем исследует три основные трансцендентальные проблемы.
В первом разделе «Преамбулы об особенностях всякого метафизического знания» Кант утверждает, что существует два типа знания – «априорное» и «апостериорное». «Априорное» знание приходит извне нашего собственного опыта. «Апостериорное» знание, с другой стороны, приходит из нашего собственного опыта. Математика является «априорной», потому что мы можем понять её, не испытав её на собственном опыте.
Метафизика – это «априорное» изучение того, что мы никогда не сможем испытать лично. Когда мы изучаем метафизику, мы пытаемся понять непознаваемое. Более того, невозможно разработать какие-либо научные правила для изучения метафизики, потому что учёные не могут договориться о том, что «делает» метафизический аргумент. Наука, или дисциплина, существует потому, что мы можем её классифицировать и определить.
Примером может служить математика. Мы можем изучать математику в школе, изучать сложение, вычитание и так далее. Мы понимаем, что математика возможна, даже если мы не понимаем, почему она существует. Однако, поскольку мы не можем классифицировать метафизику, мы вынуждены задаться вопросом, существует ли она вообще. Пока мы не решим, возможна ли она, мы не сможем понять, как она работает. Кант предлагает возможное решение этой головоломки – чистую математику. Чистая математика – это сочетание разума и опыта. Разум показывает нам, что некоторые математические правила существуют.
Мы также коллективно соглашаемся с тем, что существуют и другие правила, даже если мы не испытали их на себе. Чистая математика – это гибрид между «синтетическим» и «аналитическим» «априорным» мышлением. Если мы сможем показать, что метафизика также является гибридом, тогда мы сможем принять её как науку.
Кант ставит три трансцендентальных вопроса, чтобы доказать, что чистая математика существует, как он утверждает. Если он сможет доказать, что чистая математика возможна, тогда он докажет, что метафизика невозможна, если только мы не посмотрим на неё по-другому. Во-первых, он спрашивает, почему существует чистая математика. Во-вторых, он спрашивает, может ли чистая наука также существовать. В-третьих, он спрашивает, что означает чистая наука для метафизики и её будущего.
В «Основной трансцендентальной проблеме 1: Как возможна чистая математика?» Кант утверждает, что геометрию и пространственные отношения можно понять «априори». Это происходит потому, что вещи существуют независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Мы понимаем, что пространство и время существуют вне нашего индивидуального опыта, и воспринимаем эти вещи интуитивно.
То же самое можно сказать и о чистой математике. «Главная трансцендентальная проблема 2: Как возможно чистое естествознание?» объясняет, почему природа является наукой. Мы сделали природу наукой, применяя универсальные законы к миру природы. Наш опыт не является абсолютным, поскольку он относителен к человеку, но мы все же можем согласиться с основными фактами. Например, мы можем согласиться с тем, что солнце заставляет нас чувствовать тепло, но не всем нам жарко в одно и то же время. Хотя мы можем спорить о том, жарко это или нет, мы знаем, что такое понятие существует. Наши способности понимания позволяют нам понимать мир природы в сочетании с нашей интуицией.
В заключительном разделе «Основная трансцендентальная проблема 3: Как вообще возможна метафизика?» Кант применяет свои выводы из проблем 1 и 2 для ответа на проблему метафизики. Метафизика является чисто рациональной. Мы не можем использовать наш опыт для ответа на вопросы, поэтому мы полагаемся на нашу способность рассуждать. Например, мы не знаем истины о Боге, но нет способа договориться о Боге, и поэтому мы используем свои способности, чтобы определить Бога для себя.
Метафизика не может быть наукой, если мы не изменим определение науки. Что мы можем принять, так это то, что метафизика заставляет нас думать о мире и о том, как он устроен, даже если мы никогда не приходим к какому-либо выводу. Например, мы думаем о Боге, но поскольку никто не испытал Бога, нет способа узнать, кто прав, а кто нет. Однако то, что мы не можем прийти к заключению, не означает, что мы должны отрицать метафизическую мысль.
Так же, как наука постоянно опровергает сама себя, возможно, что метафизика просто учит нас тому, что во Вселенной есть нечто непознаваемое, и существует предел человеческой психики. Идея о том, что знание самоограничивается, является собственным правилом, и, возможно, это правило может лечь в основу метафизики как науки.
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Кантхапура» Раджа Рао, краткое содержание
- «Основание метафизики нравов» Иммануила Канта, кратко
- «Основания метафизики нравов» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» Иммануила Канта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?