«Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание читать ~8 мин.
Книга «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая будет способна представить себя как наука» была написана Иммануилом Кантом в 1783 году.
Кант был одним из величайших философов немецкого Просвещения. Он стремился синтезировать две основные философские традиции своего времени, рационализм и эмпиризм, и преодолеть тупик, в который они зашли. «Пролегомены» – это попытка прояснить для широкой читательской аудитории основные аргументы его великолепного опуса «Критика чистого разума», который был опубликован двумя годами ранее, в 1781 году. Как более короткая и доступная работа, она, возможно, является лучшим введением в философию Канта.
В «Пролегоменах», как и в «Критике», Кант пытается ответить на вопрос «что мы можем знать?». Он спрашивает, почему, в отличие от математики или естественных наук, философия не смогла создать никаких общепризнанных истин, и пытается поставить её на ту же научную основу, что и эти дисциплины. Кант делает это, пытаясь ответить на вопрос, способен ли, и если да, то при каких обстоятельствах, человеческий разум делать то, что он называет «синтетическими суждениями априори». Под этим подразумеваются суждения, которые учат нас тому, чего мы не знали (синтетическое), но не опирается на чувственный опыт, чтобы узнать это (априорное). По мнению Канта, если метафизика – так Кант называл философию – сможет ответить на этот вопрос, то она сможет окончательно утвердиться в качестве научно легитимной.
Первоначально «Пролегомены» были распространены более широко, чем «Критика», они привлекли широкое внимание к творчеству Канта и стали одним из основополагающих текстов немецкого Просвещения.
«Пролегомены» Канта положили начало философской революции в Германии в конце восемнадцатого века, которая в двадцатом распространилась на остальную Европу. Повернув философию от решения вопросов к исследованию функционирования и потенциала человеческого разума, работы Канта оказали непосредственное влияние на таких философов, как Фихте, Гегель и Шеллинг, а также на более поздних философов, таких как Готтлоб Фреге, Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер. Его понимание философии как фундаментально «критической» задачи, целью которой является проверка идей и определение их легитимности, в свою очередь повлияло на критическую философию Карла Маркса и Фридриха Ницше.
Содержание
В самом широком смысле «Пролегомены к будущей метафизике, которая сможет представить себя как наука» пытаются ответить на самый важный вопрос, стоящий перед философией, по словам Канта: «Что мы можем знать?». Для Канта, другими словами, цель философии – понять, что такое знание. Философия – это своего рода мета-знание – знание о знании. В «Пролегоменах», которые сгущают и упрощают аргументы, представленные в его великолепном опусе «Критика чистого разума», делается попытка очертить границы легитимного знания и тем самым основать философию, которую он называет метафизикой, на прочном фундаменте.
По мнению Канта, проблема, которая мучила метафизику с самого её зарождения, заключается в том, что философы использовали её, не определив предварительно, что она может и не может законно знать; следовательно, они пытались дать ответы, которые метафизика не может дать. «Догматики», как Кант называет рационалистическую философию Готфрида Лейбница (1646-1716) и его ученика Кристиана Вольфа (1679-1754), верили, что разум, или абстрактное мышление, может достичь прямого и неопровержимого доказательства о мире, о Боге и о человеческих существах – например, что все сущее имеет причину; что Бог существует, что он добр и разумен; и что у нас есть бессмертные души.
Догматикам, в свою очередь, противостоял скептический эмпиризм Джона Локка (1632-1704) и, что особенно важно, Дэвида Юма (1711-1776), который утверждал, что мы можем с уверенностью знать только те вещи, о которых мы имеем непосредственный чувственный опыт. Кант считал это ценным открытием, но он также признавал, что оно загнало философию в тупик, поскольку, согласно Юму, мы никогда не можем знать наверняка, что одна вещь вызвала другую или что завтра взойдёт солнце. Кант считал, что эта последняя точка зрения прямо противоречит огромным достижениям в математике и физике за предыдущее столетие, которые предлагают общепризнанное доказательство того, что, например, любые два объекта в сочетании с любыми другими двумя образуют четыре. Вопрос заключается в том, как это сделать? Учитывая решающую роль сенсорного опыта в том, как мы познаем вещи, как мы можем познать вещи, о которых у нас нет опыта? Если метафизика сможет ответить на этот вопрос, тогда метафизика сможет стать полноценной наукой.
Ответ Канта заключается в том, что, хотя большая часть наших знаний, действительно, возникает благодаря нашим органам чувств, наши органы чувств, похоже, дают нам очень мало универсального знания. Мы не можем иметь никакого знания о вещах, которые находятся за пределами нашего восприятия.
Однако вопрос становится совсем другим, когда мы начинаем спрашивать, почему и по какому праву мы воспринимаем вещи так, как мы их воспринимаем. Кант признаёт, что наши органы чувств не могут дать нам универсальной уверенности, но они могут дать нам знания о том, как наш разум предварительно формирует наше восприятие. Это знание, в свою очередь, может дать нам объективное знание о мире, как он воспринимается нами. Кант называет этот сдвиг в фокусе философии «коперниканским поворотом». Как Коперник показал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, так и Кант утверждает, что философия должна исследовать не мир, а его первооснову – человеческий разум.
Список персонажей
Догматик
Догматик – один из двух основных предполагаемых противников Канта. Хотя он не всегда отвечает конкретным философам-догматикам, эта позиция всегда таится на заднем плане как нечто, что Кант критикует и на что он отвечает тоже Догматические философы (например, Лейбниц) делают большие, спекулятивные утверждения о природе трансцендентных сущностей – Бога, космоса, бессмертной души – которые по определению не могут быть проверены. Догматик склоняется к религиозности, поэтичности и спекулятивности и имеет большие амбиции в философии.
Скептик
Скептик – другой основной подразумеваемый противник Канта. Скептик, особенно представленный Юмом, является противоположностью догматика. Он всегда стремится сдуть чужие утверждения. Вы говорите, что огонь вызывает кипение воды, но как вы можете быть в этом уверены? Откуда вы знаете, что это именно огонь, а не какая-то другая невидимая сила, вызывающая изменения? И откуда вы вообще знаете, что видели огонь или даже воду? Разве не возможно, что все это вам приснилось – в конце концов, разве не бывает так, что нам кажется, что мы что-то наблюдаем, а потом просыпаемся и понимаем, что все это было сном? Скептик не верит, что философия когда-либо сможет прийти к определённому знанию, поэтому его главная цель – обуздать амбиции философов и оспорить их утверждения. Подобно тому, как Канту пришлось обуздать чрезмерные амбиции догматизма, ему придётся обуздать разъедающее сомнение скептика и создать надёжную основу для философского знания.
Темы
Метафизика как наука
Одна из главных целей Канта – утвердить философию как истинную науку: нечто, что производит объективное и универсальное знание. Некоторые философы (Кант относит их к категории догматизма) относились к философии скорее как к религии или искусству, делая абстрактные утверждения о невидимых сущностях и используя аргументы, которые невозможно проверить на опыте – в них нужно было просто верить. Другие философы (Кант называет их скептиками, и здесь хорошим примером является Юм) пытались проверить утверждения философии эмпирически, но затем утверждали, что опыт доказывает, что философия не может сделать никаких универсальных утверждений о том, как обстоят дела – мы можем иметь только предварительное знание и догадки, например, «солнце, вероятно, взойдёт завтра, потому что оно, кажется, встаёт каждое утро». Как для догматизма, так и для скептицизма, философия никогда не сможет сделать универсальные, проверяемые утверждения о том, что является истиной.
Цель Канта заключалась в том, чтобы преодолеть эти две противоположные слабости (непроверяемость догматизма и неуниверсальность скептицизма) и утвердить философию как науку. Именно поэтому для Канта так важно установить то, что он называет «синтетическим априоризмом». Если он сможет показать, что философия производит синтетическое априорное знание, он покажет, что это одновременно подлинное, новое знание о внешнем мире (синтетическое) и в то же время предшествующее опыту (априорное), что делает её отличной от естественных наук и самостоятельной законной областью.
Коперниковский поворот
Кант назвал свой вклад в философию «коперниковским поворотом», и понимание того, что он имел в виду, может помочь нам понять, почему работа Канта была столь важна и оказала такое большое влияние на последующую философию. До Коперника астрономы считали, что Земля – это неподвижная точка, вокруг которой вращаются все небесные тела, такие как звезды, планеты и Солнце; Земля – это центр Вселенной, и наши знания о ней надёжны, поскольку мы наблюдаем её из центральной, неподвижной точки. Коперник совершил переворот в астрономии, когда предположил, что вместо небес, вращающихся вокруг неподвижной Земли, сама Земля вращается вокруг Солнца. Это означало, что мы можем объяснить движение звёзд, учитывая, что мы сами – на Земле – тоже движемся. Коперник учитывал ситуацию земного наблюдателя, чтобы дать лучшее и более объективное объяснение тому, что он наблюдал. Кант приводит аналогичный аргумент в отношении философии: мы можем получить объективное и универсальное знание о внешнем мире, принимая во внимание нашу собственную позицию, с которой мы его наблюдаем. Как и в случае с Коперником, учёт неустойчивости или движения наблюдателя фактически позволяет нам увидеть объект более стабильным, более научно точным образом.
Последствия коперниковского поворота Канта были огромны. На протяжении XIX и XX веков, от Гегеля до Ницше и Фуко, философы и социальные теоретики уделяли все больше внимания пониманию субъекта – наблюдателя – как способу понимания мира.
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, кратко
- «Критика чистого разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Основания метафизики нравов» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Кантхапура» Раджа Рао, краткое содержание
- «Основание метафизики нравов» Иммануила Канта, кратко
- Максим Кантор – итоги ХХ века, строгий суд живописи
Комментирование недоступно Почему?