«Критика чистого разума» Иммануила Канта, краткое содержание читать ~11 мин.
Со времени своей публикации в 1781 году философский труд «Критика чистого разума» Иммануила Канта стал одним из важнейших томов в истории философской литературы. Эта сложная работа стоит в одном ряду с такими основополагающими трудами, как «Республика» Платона, «Сумма теологии» Фомы Аквинского и «Так говорил Заратустра» Ницше.
Несмотря на то, что тема и анализ слишком сложны для краткого изложения, чтобы сделать их справедливыми, когда все сказано и сделано, Кант действительно стремится к примирению, подводя итог всей своей работе и обучению. Кант направил свой блестящий ум на эпистемологический аспект философии, который является изучением знания. Философия без знания – это просто теория, но знание без понимания его значения и того, как это значение можно и нужно применять, – это путь к плохой теории, на которой строится плохая философия.
Примирение, к которому Кант стремится в этой огромной книге, происходит между двумя теориями познания, которые стали преобладающими в эпоху Просвещения: эмпиризмом и рационализмом. Кант встал в оппозицию как к концепции врождённого знания, отделённого от опыта, так и к настоянию на том, что все знание полностью зависит от опыта. Поскольку и рационалисты, такие как Декарт, и эмпирики, такие как Локк, исходили из принципиально несовершенных теорий, любая философия, построенная исключительно на этих теориях, по определению также была несовершенна. Именно с этой позиции Кант искал примирения между ними, которое позволило бы прийти к пониманию источников всех знаний. Формулировка его цели в «Критике чистого разума» является одной из самых доступных формулировок, которые можно найти в книге: “Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта”.
Как же тогда возникает знание, если не универсально через опыт? Формулировка его цели проста и доступна. Ответ, к которому приходит Кант, занимает большую часть «Критики чистого разума», которая почти повсеместно считается одним из самых сложных, заумных и часто непроходимых (даже для преподавателей философии) основных философских произведений, когда-либо написанных.
Сам Кант нескромно сравнил итог своей революции в философской мысли, заключённый в трудном языке «Критики чистого разума», с тем моментом, когда Коперник понял, что не звезды вращаются вокруг того, кто смотрит в небо ночью, а скорее вращается тот, кто смотрит вверх. Теории Канта разрушили давно установленные конвенции точно так же, как Коперник разрушил давно установленные астрономические «истины», и ничто после этого уже не было прежним.
Краткий пересказ
Это сложная книга, но она упрощается благодаря разделению на несколько частей. Основная суть эссе – объяснить метафизическую интерпретацию реальности, начиная с того, что можно наблюдать.
Часть I: «Трансцендентальное учение об элементах»
Кант анализирует элементарный механизм человеческого опыта.
Он начинает с эссе «Трансцендентальная эстетика», в котором анализирует способность человека определять информацию о мире посредством трансцендентального наблюдения – априорного восприятия мира через внешние органы чувств. Под трансцендентальным Кант подразумевает, что знания человека о мире как бы выходят за пределы его непосредственного окружения. Другими словами, когда человек воспринимает реальность, он принимает её за действительность и пытается воссоздать её в своей голове. Это делает разделение между физическим объектом (материей) и тем, что этот опыт представляет о реальности (формой).
Затем Кант обсуждает пространство и время, которые представляют собой буквальное местоположение человека в реальности. Он рассматривает эти измерения с метафизической точки зрения и с точки зрения трансцендентального подхода. Метафизический подход показывает, как наши знания о мире могут быть развиты, чтобы прийти к новым достоверным выводам, но не на основе прямого наблюдения, а благодаря метафизической структуре бытия. (Выводы можно смело делать на основе доказательств).
Трансцендентальный подход показывает, что процесс, посредством которого человек приходит к пониманию метафизических принципов, должен быть априорным. Это означает, что человек создан для того, чтобы интуитивно постигать невидимые закономерности и принципы. Кант отмечает, что Время – это не логическое, а трансцендентальное понятие, поскольку оно не соответствует бинарному мышлению.
Затем, в «Трансцендентальной логике», Кант обсудил рациональность и Вселенную. В Первом отделе Кант обосновывает трансцендентальное понимание логики аналогично предыдущему эссе, обсуждая метафизический аспект своей идеи, а затем трансцендентальный аспект своей идеи (который он называет дедукцией). Он также комментирует схематическую структуру как природы, так и знания, и добавляет «Опровержение идеализма». Очевидно, он полагал, что люди неправильно поймут его философию как платоновский идеализм.
Затем он переходит ко второму разделу, который он называет «Трансцендентальная диалектика». Он начинает с объяснения ошибочности «чистого» рассуждения, утверждая, что логика должна быть искренне привязана к реальному опыту. Это приводит к обсуждению души в четырёх частях: Душа – субстанция, Душа проста, Душа – личность, и Душа отделена от мира опыта. В них он утверждает, что человеческая «душа» должна соответствовать явлению с субстанцией, а не чисто метафизическому, а также что душа более или менее проста для вывода, и что она является личностью и отличается от реальности путём отделения.
Используя это диалектическое понимание души (душа общается с внешним миром), Кант объясняет, как могут возникать логические парадоксы (он называет их антиномиями, что означает «противоположные законы»). Поскольку разум может применяться только к вопросам опыта, нет никакой истины в идеях людей о Вселенной, её происхождении, её «смысле», нашей предполагаемой «судьбе или свободе» – все эти аргументы относятся к предметам, выходящим за рамки человеческой логики.
Он завершает часть I обсуждением самого разума, используя три примера: он отвергает онтологию Ансельма, отвергает понимание Бога как «перводвигателя» и обсуждает взгляд на Бога как на часовщика, поскольку способ, с помощью которого «Бог» действует в реальности, таков, что она кажется уже запрограммированной к тому времени, когда мы попадаем сюда, и ему не нужно много делать, чтобы поддерживать её, потому что он создал её логичной и круговой.
Часть II: «Трансцендентальная доктрина метода»
Кант завершает свои эссе тщательным обсуждением «чистого разума», разбивая свои мысли на четыре различных метода: «Дисциплина чистого разума», «Канон чистого разума», «Архитектоника чистого разума» и, наконец, «История чистого разума».
Книга «Дисциплина чистого разума» требует большой дисциплины, чтобы её прочитать. Это попытка исчерпывающе аргументировать связь между математической теорией и философией. Это аналитическая философия Канта, тогда как в первой части книги его мысли носят континентальный и абстрактный характер.
Для целей «Канона» Кант отмечает, что прежде всего человек должен уметь рационально взаимодействовать с миром, а это означает, что мысли о Боге и теологии должны быть прибережены для моралистических дискуссий, а не для обсуждения практической философии. «Архитектоника» – это фоновая совместимость различных типов информации в грандиозной схеме существования. Вот лучшее представление этой структуры, которое может предложить Кант: Мир онтологичен, затем физически рационален, затем космологически рационален и, наконец, теологичен. Любое обсуждение «Бога», которое не представляет все четыре сферы, Кант в корне не приемлет.
В «Истории» Кант объясняет, что наша способность ясно видеть мир развилась из увлечения человека Богом, и что, как ни странно, наша философия так мало руководствуется рациональной критикой.
Персонажи
Бог
Есть персонаж Бог, который воспринимается как создатель времени, и, согласно Канту, Бог спроектировал всё логическим и круговым образом. Он утверждает, что Богу не нужно делать много для того, чтобы поддерживать этот мир. Бог действует через реальность запланированным образом, и Кант отвергает идею Бога как перводвигателя этой вселенной. Он утверждает, что Бог просто создал этот мир и просто наблюдает за тем, как всё происходит.
Человек, который воображает
Кант представил человеческие существа, которые воображают определённые вещи и идеи. Согласно Канту, люди обладают способностью представлять себе вещи, не испытывая их на себе. Они воспринимают реальность своего непосредственного окружения через внешние органы чувств, а затем воссоздают эту реальность в своей голове. Они получают информацию о мире посредством трансцендентальных наблюдений. Он утверждает, что люди обладают способностью понимать невидимые объекты, воображая их в своей голове, и считают их истинными без каких-либо доказательств.
Человек с чистым разумом
Философия Канта представляет человека, обладающего чистым разумом. Этот человек не принимает вещи без их понимания и без надлежащих доказательств. Он не приплетает Бога и другие трансцендентные понятия ко всем жизненным вопросам. Он ограничивает Бога моралистической философией и не вовлекает его в практическую философию. Человек с чистым разумом анализирует все, вместо того чтобы слепо следовать за ним.
Темы
Разум и опыт трансцендентны и метафизичны
Согласно Канту, чистый разум – это не то, чем он кажется. Без опыта разум необоснован и бесполезен. Без разума опыт не может быть осмыслен. Это означает, что должна существовать практика распознавания истины о невидимых закономерностях и принципах мира посредством опыта и разума вместе, в гармонии.
Он утверждает, что это возможно, потому что разум и опыт имеют нечто общее – мы воспринимаем их априорно. Он утверждает, что мир должен быть метафизическим, потому что математика, например, переводится в реальность, и потому что, предполагая, что мир структурирован, мы можем действовать в этом мире. Этот утилитарный подход находится в противоречии с трансцендентальной истиной опыта, согласно которой реальность выходит за рамки человеческого понимания. Отчасти Кант выражает такое неприятие религии в том, что люди чрезмерно упрощают истину, вместо того чтобы принять мир таким сложным, каким он является на самом деле.
Понять «Бога» не так-то просто
Идея Бога, взаимодействующего с миром, исторически считалась само собой разумеющейся, теоретически объяснялась религией, но не поддавалась логической обработке. Кант пытается показать, что даже если Бог существует, то то, что мы можем наблюдать о Вселенной посредством наблюдения и созерцания, отличается от того, что религиозные люди подразумевают под «Богом».
Отчасти Кант написал это, чтобы разбить философский взгляд на метафизический мир на иерархию, пытаясь проиллюстрировать, насколько сложна и трудна задача осмысления мира – особенно без принятия суеверного представления о Боге.
Приоритет разума над умозаключением
Одна из проблем Канта в истории философии, к которой он принадлежит, заключается в том, что исторически убеждения людей создавались на основе суеверных умозаключений о мире (религии), а не в результате сложного процесса самостоятельного анализа данных. Он объясняет, что истинное знание – это продукт истинного разума, и отвергает религиозные идеи как принципиально бесполезные, потому что религиозные идеи часто делают рациональные заявления о трансцендентных принципах. Кстати, это проблема не только теологии – многие люди имеют убеждения, которые они приняли без проверки.
Для того чтобы понять масштаб «Критики чистого разума» Канта, необходимо понять основную истину о реальности: Некоторые реальные, наблюдаемые явления являются трансцендентными, то есть их понимание выходит за рамки человеческого знания, поскольку они технически бесконечны по своей природе. Он рассматривает таким образом время и пространство, утверждая, что люди отказываются от искушения стать суеверными, но не потому, что он не считает этот вопрос ценным – он просто полагает, что вопрос всё ещё выходит за рамки нашей способности ответить на него.
Чтобы получить ясное представление о том, что он имеет в виду, посмотрите на его знаменитый аргумент в пользу понимания Бога как «создателя времени». Этот деистический взгляд означает, что, хотя Кант в принципе понимает, что существование Бога придало бы смысл нашему существованию, на самом деле это не помогает, поскольку может сделать систему ещё более невыразимой по своей природе.
Для Канта единственным полезным представлением о Боге является то, которое учитывает тот факт, что Божий замысел более важен в нашем опыте, чем реальное действие Бога. Другими словами, «религиозные взгляды» Канта можно выразить следующим образом: “Вселенная упорядочена и значима, но религия пытается ответить на вопросы, на которые невозможно ответить, вместо того, чтобы позволить Вселенной быть прекрасной и запутанной”.
Интересно, что хотя в своё время труды Канта считались принципиально нерелигиозными, в философском сообществе выяснилось, что Кант, похоже, относится к идее Бога со смирением и рациональностью. На самом деле, многие идеи его взгляда на метафизический мир, кажется, вполне соответствуют восточному мистику, например, дзен-буддизму. Буддист разделяет мнение Канта о том, что вопросы теологии по сути своей недуальны и трансцендентны. Они также предпочитают оставлять религиозные вопросы без ответа, считая, что путешествие в рассуждениях о своём существовании более значимо, чем просто «иметь правильный ответ» в теории.
Работу нельзя назвать лаконичной, но она последовательна. В целом, читатель должен понять, что Кант проложил путь для вольнодумцев, таких как логические позитивисты, и что теология на самом деле является просто философией, плохо исполненной. Вопросы существования, Бога и смысла жизни по своей сути трансцендентальны, то есть теоретически наблюдаемы, но наши представления о таких предметах должны быть непредвзятыми и непредвзятыми, учитывая безграничность такого понятия, как «Бог», и ограниченность нашего реального человеческого разума.
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Основания метафизики нравов» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Кантхапура» Раджа Рао, краткое содержание
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, кратко
- «Основание метафизики нравов» Иммануила Канта, кратко
- Максим Кантор – итоги ХХ века, строгий суд живописи
Комментирование недоступно Почему?