«Протагор» Платона, краткое содержание
Протагор» – это короткий философский диалог, написанный Платоном в 4 веке до нашей эры. Его центральные персонажи – Сократ и Протагор, которые вступают в жаркий спор о природе добродетели. Этот диалог – один из многих, в которых Платон рассматривает смежные темы метафизики и этики.
В «Протагоре» речь идёт о софистике – интеллектуальной школе в Древней Греции, в которой так называемые мудрые учителя путешествовали по грекоязычному миру в поисках аколитов. Платон с презрением относился к софистике; он считал её причудой и полагал, что она противоречит пути истинного философа. В диалоге Платон представляет Протагора как наиболее известного и почитаемого софиста, но все же изображает его в неблагоприятном свете.
Однажды рано утром молодой Гиппократ, взволнованный тем, что Протагор, известный софист, приехал в город, будит своего старшего друга Сократа. Сократ предупреждает его, чтобы он был осторожен, так как считает, что идеи софистов развращают, но они посещают Протагора, как того желает Гиппократ. Они приходят в дом Каллиаса, где остановился Протагор, и опрашивают всех присутствующих. Все собрались вокруг Сократа и Протагора на семинар, где они будут обсуждать и спорить на важные философские темы.
Сократ переживает за Гиппократа и спрашивает Протагора, какую пользу получит его друг, став софистом. Он спрашивает, можно ли научить добродетели. Протагор, уверяя его, что можно, начинает с речи о происхождении человечества, а затем приводит аргументы в пользу того, что добродетели можно научить. Сократ заявляет, что не может следить за длинными речами и должен уйти, если Протагор не сможет сделать свои ответы более понятными. Многие убеждают его остаться, и они устанавливают правила дискуссии в формате «вопрос-ответ».
Сократ и Протагор обсуждают известные поэтические строки Питтака и Симонида. Это приводит к обсуждению предполагаемого различия между благом и удовольствием, а также к новым вопросам о мужестве, мудрости, искусстве измерения и единстве добродетелей. Сократ верит в спасительную силу искусства измерения.
Диалог заканчивается тем, что Сократ и Протагор меняются позициями, которые они занимали в начале спора. Сократ приходит к выводу, что добродетели можно научить, но не по тем причинам, которые предлагал Протагор. Сократ просит продолжить спор, но Протагор отказывается, и они не приходят к однозначному результату.
Комментирование недоступно Почему?