«Ребекка» Дафны дю Морье, краткое содержание читать ~4 мин.
«Ребекка» — роман-бестселлер английской писательницы Дафны дю Морье (Daphne du Maurier), опубликованный в 1938 году и с тех пор не покидавший печать. В год выхода книга удостоилась Национальной книжной премии США. «Ребекка» была неоднократно экранизирована, включая знаменитую киноверсию Альфреда Хичкока 1940 года, получившую премию «Оскар» за лучший фильм. Также существуют телевизионный мини-сериал 1997 года и одноимённый фильм, выпущенный Netflix в 2020 году.
Роман сочетает в себе черты психологического триллера, любовной истории и готической литературы. Он повествует о молодой женщине, чьё имя остаётся неизвестным читателю. Она выходит замуж за богатого аристократа и переезжает в его великолепное английское поместье Мандерли, где её начинает преследовать память о первой жене мужа, Ребекке.
Отсутствие имени у главной героини — важный художественный приём. Он подчёркивает её неуверенность в себе и ощущение собственной незначительности на фоне яркой и властной предшественницы. Рассказчица лишена идентичности, в то время как имя «Ребекка» звучит постоянно, превращаясь в символ недостижимого идеала и тёмного прошлого, которое довлеет над настоящим.
Повествование начинается со сна рассказчицы, в котором она возвращается в покинутый дом — Мандерли. Находясь с мужем в эмиграции, она вспоминает их первую встречу. Будучи неопытной 21-летней компаньонкой у состоятельной американки миссис Ван Хоппер, она знакомится на отдыхе в Монте-Карло с загадочным Максимом де Винтером. Он — 42-летний вдовец и владелец прекрасного поместья, тяжело переживающий гибель жены в море годом ранее.
Влюбившись в Максима, рассказчица импульсивно принимает его предложение руки и сердца. Прибыв в Мандерли в качестве второй миссис де Винтер, она сталкивается со зловещей экономкой, миссис Дэнверс. Та была безгранично предана первой жене Максима и воспринимает новую хозяйку как самозванку. Миссис Дэнверс начинает психологическую войну против скромной и неуверенной в себе девушки.
Экономка постоянно даёт понять, что Ребекка превосходила рассказчицу во всём: в красоте, уме, манерах — и что Максим обожал её. Повсюду в Мандерли сохраняется порядок, установленный Ребеккой. Окружённая вещами своей предшественницы, героиня всё больше убеждается, что её брак неудачен, а муж всё ещё влюблён в идеализированный образ покойной супруги.
Само поместье Мандерли становится одним из центральных персонажей романа. Его красота обманчива: за великолепным фасадом скрываются мрачные тайны. Дом давит на героиню, его коридоры и комнаты, особенно закрытое западное крыло, где жила Ребекка, создают гнетущую атмосферу. Постоянное ощущение невидимого присутствия и осуждения превращает поместье в психологическую тюрьму для новой хозяйки.
Кульминацией становится возрождённый костюмированный бал. Желая произвести впечатление на мужа, рассказчица просит совета у миссис Дэнверс. Та коварно предлагает скопировать наряд с портрета одного из предков де Винтера. Появившись на балу, героиня сталкивается с гневной реакцией мужа и шокированным молчанием гостей. Миссис Дэнверс злорадствует: в точно таком же платье на последнем балу была Ребекка.
Потрясённая, рассказчица идёт в спальню Ребекки, чтобы объясниться с экономкой. Там миссис Дэнверс, демонстрируя фанатичное поклонение покойной, настойчиво подталкивает отчаявшуюся девушку к самоубийству, предлагая выпрыгнуть из окна. Её гипнотическую речь прерывают звуки сигнальных ракет: в заливе сел на мель корабль.
Водолаз, осматривающий севшее на мель судно, случайно находит затопленную яхту Ребекки. В каюте обнаруживается её тело. Это открытие полностью опровергает официальную версию гибели, согласно которой опознанное Максимом тело было найдено на берегу. Назначается новое дознание.
Это событие заставляет Максима открыться жене. Он признаётся, что никогда не любил Ребекку и на самом деле убил её. Это шокирующее откровение парадоксальным образом освобождает рассказчицу от власти призрака предшественницы. Она взрослеет в одночасье, и её любовь к мужу, теперь осложнённая общей тайной, становится лишь крепче.
Максим рассказывает правду о своей первой жене. Ребекка была жестокой, развратной и злой женщиной, искусно создававшей образ идеальной супруги. В роковой вечер она спровоцировала его, заявив, что беременна от другого мужчины и что его ребёнок унаследует Мандерли. В ярости Максим убил её, а затем инсценировал несчастный случай на воде.
На дознании выясняется, что лодка была затоплена намеренно, и присяжные выносят вердикт о самоубийстве. Однако кузен и любовник Ребекки, Джек Фавелл, пытается шантажировать Максима, обвиняя его в убийстве. В качестве доказательства он предъявляет записку от Ребекки, в которой она просила о встрече в день своей смерти.
Расследование приводит героев к лондонскому врачу, которого Ребекка посетила в день гибели. Врач сообщает, что она была неизлечимо больна раком и к тому же бесплодна. Максим и рассказчица понимают истинный замысел Ребекки: не желая умирать мучительной смертью, она намеренно спровоцировала мужа на убийство.
Кажется, что все испытания позади. Однако, когда Максим звонит в поместье, он узнаёт, что миссис Дэнверс исчезла. На обратном пути супруги видят на горизонте зловещее зарево. Подъезжая ближе, они понимают, что их любимый Мандерли охвачен огнём.
- «Жизнь на железных мельницах» Ребекки Хардинг Дэвис, краткое содержание
- «Великие верующие» Ребекки Маккай, краткое содержание
- «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс» Ребекки Склут, краткое содержание
- «Через пять лет» Ребекки Серль, краткое содержание
- «Рай, построенный в аду» Ребекки Солнит, краткое содержание
- «Роб Рой» сэра Вальтера Скотта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?