«Ведьма Аката» Ннеди Окорафор, краткое содержание читать ~9 мин.
Нигерийско-американская писательница Ннеди Окорафор в романе «Ведьма Аката» (2011) рассказывает историю Санни Нвазуе, нигерийской девочки с альбинизмом американского происхождения, которая узнает, что она является частью магического сообщества. Название романа происходит от оскорбления, которым одноклассники Санни называют её. Слово «аката» является уничижительным термином для чернокожего человека американского происхождения в некоторых западноафриканских языках. Хотя оригинальное название Окорафор – это намеренная попытка вернуть этот термин и противостоять предвзятости, стоящей за ним, в некоторых странах, включая Нигерию и Великобританию, эта книга продаётся под альтернативным названием «Что Санни увидела в пламени».
Окорафор имеет докторскую степень по литературе и написала более десятка книг в жанрах научной фантастики и фэнтези. Она выросла в США как ребёнок нигерийских иммигрантов. Как и в случае с «Ведьмой Аката», действие её романов часто происходит в Западной Африке, и на первый план выходят западноафриканские мифологии, культуры и взгляды. За «Ведьмой Аката» следуют два продолжения, «Воин Аката» (2017) и «Женщина Аката» (2022). В 2012 году Американская библиотечная ассоциация включила «Ведьму Акаты» в список лучшей художественной литературы для молодых взрослых и в список книг Амелии Блумер.
Санни Нвазуе – 12-летняя девочка с альбинизмом, которая родилась в США у родителей народности игбо и сейчас живёт в Нигерии со своей семьёй. Санни видит видение конца света в пламени свечи. Она объясняет, насколько запутанной она кажется окружающим как американец-альбинос и нигериец, занимающий разные понятия идентичности.
В школе одноклассники дразнят Санни и называют её «аката ведьма» – уничижительное название афроамериканцев. Однажды Санни подвергается нападению хулиганов, которые отступают только после того, как одноклассник Орлу настаивает, чтобы они дали Санни высказаться. Орлу и Санни вместе идут домой, и Санни знакомится с болтливой соседкой Орлу, Чичи, которую она находит раздражающей.
Орлу и Санни продолжают ходить домой вместе после школы, отчасти для того, чтобы обезопасить себя от Чёрной шляпы Отокото, местного серийного убийцы, который нападает на детей. Хотя Чичи озорная и нахальная, она нравится Санни. Чичи приглашает Санни в свой дом, где Орлу и Чичи проводят джуджу (магию) с использованием символов и просят Санни прижать нож к языку. Чичи и Орлу рассказывают Санни, что они – Люди Леопарда, магически одарённые люди, которые являются частью большого общества. Дар Орлу – исправлять плохие поступки, а дар Чичи – запоминать увиденное.
На следующий день Чичи и Орлу отводят Санни к Анатову, учёному и учителю леопардов, который живёт за пределами города Леопарда Нокс. Анатов делает какое-то джуджу, и Санни засасывает под землю и через реку, приземляясь обратно в хижину с металлическими предметами, сыплющимися вокруг неё. Анатов говорит Солнышку, что она тоже Человек-Леопард, свободный агент (то есть её родители не были Людьми-Леопардами), и что теперь она прошла инициацию, поэтому её силы активны. Металлические предметы – это читтим, леопардовая валюта, заработанная путём получения знаний. Анатов представляет Сашу, чернокожего американского мальчика. Саша был отправлен в Нигерию за использование джуджу в своём полностью белом районе и школе дома в Чикаго. Орлу подозрительно относится к Саше как к нарушителю спокойствия, но Санни, Саша, Орлу и Чичи решают вместе отправиться в Леопард Тукс.
Санни боится переходить через вход в Леопард Нокс – узкий мост над стремительной рекой. Чичи показывает Солнышку, как надеть своё лицо духа, часть её личности леопарда, чтобы уверенно пройти через мост. Нокс Леопарда – это большой волшебный город с оживлёнными магазинами и ресторанами. Друзья Санни рассказывают о людях-леопардах, которые существуют по всему миру, но держатся в секрете от лам (немагических людей) и ценят знания больше, чем деньги. Этой ночью Санни не может уснуть. Она видит в зеркале лицо своего духа, и оно напоминает золотое солнце. Утром она понимает, что её кожа, которая всегда была чувствительна к солнцу из-за альбинизма, больше не чувствительна.
Солнышко учится делать простые джуджу, чтобы тайком выбраться из дома и встретиться с Анатовым и его друзьями. Анатов объясняет, что способности леопарда часто проявляются в том, что может показаться слабостью. Анатов поручает четверым друзьям встретиться с экспертом по дзю-дзюцу Кехинде в лесу Ночных Бегунов. Лес Ночных Бегунов тёмный и пугающий. На них нападает душа кустарника, но Чичи защищает их. В хижине Кехинде Санни злится, что их жизни подверглись опасности, но Кехинде говорит, что душа кустарника может быть полезна для общества, даже если она опасна для отдельных людей. На следующий день Санни измучен и раздражён из-за того, что всю ночь провёл на улице. Мать Санни уклоняется от вопросов Санни о её бабушке. Санни думает, что её бабушка могла быть человеком-леопардом.
Позже Анатов отправляет четверых друзей навестить учёного Тайво. Санни добивается большего прогресса в своём джуджу, и ей удаётся превратить себя в невидимку перед переходом в Леопард Нокс. Орлу уговаривает гигантскую птицу Мири прилететь к хижине Тайво. Тайво рассказывает им, что они – ковен Оха, могущественная группа из четырёх Людей-Леопардов, и что Чёрная Шляпа Отокото – Человек-Леопард, использующий детей в качестве жертвы для тёмного джуджу. Тайво считает, что они могут остановить его. Санни возражает, что это слишком рискованно, но Тайво говорит, что они являются частью чего-то большего, чем они сами.
Во время очередной ссоры с хулиганом Джибаку в школе Санни теряет самообладание и показывает Джибаку своё духовное лицо, чтобы напугать его. Тут же подъезжает машина, чтобы отвезти Санни в библиотеку Оби в «Леопард стучится». Внутри учёный Сахарная Сливка отчитывает Санни за раскрытие её способностей. Шугар Крим собиралась стать наставницей Санни, но ошибка Санни заставила её передумать. Сахарная Сливка также говорит, что бабушка Солнышка, Озоемена, когда-то была наставницей Чёрной Шляпы Отокото, и что он убил её.
Анатов берет четырёх студентов в Абуджу, столицу Нигерии, чтобы Санни могла получить нож, используемый для джуджу, и чтобы они могли посетить фестиваль Зумы. На рынке Абуджи старьёвщик продаёт Санни необычный нож, и она чувствует связь с ним. Когда Санни чувствует себя подавленной на фестивале, добрый человек утешает её.
Позже, когда они посещают матч по борьбе Зумы, она узнает, что этот человек – один из борцов, Микникстич из Мали. Во время жестокого борцовского матча Микникстич погибает. Хотя толпа в восторге, Солнышко расстроена. Анатов объясняет детям, что урок заключается в том, что когда дела идут плохо, они остаются такими, пока кто-нибудь их не остановит. Позже, когда мальчики записываются на футбольный матч Кубка Зумы, Саша настаивает, чтобы Солнышко тоже записалась, так как она талантлива в футболе. Капитан команды сначала отказывает девочке, но когда он видит, как играет Санни, он назначает её центральным нападающим. Санни хорошо играет в матче, несмотря на то, что другая команда насмехается над ней. Товарищи по команде уважают её, и Санни обретает уверенность в себе.
Вечером четверо друзей посещают студенческую вечеринку на фестивале. Чичи встречает соперника и начинает с ним дзю-дзюцу. Она предлагает вызвать маскарад, продвинутое и опасное дзюцу. Орлу в ужасе умоляет её не делать этого. Чичи выполняет дзюцу, и из земли поднимается курган термитов, за которым следует большое существо, наполненное жалящими насекомыми, которые нападают на наблюдающих студентов. Орлу использует свою способность отменять плохие джуджу, чтобы остановить это, и он в ярости на Чичи. Когда они едут домой из Абуджи, Чичи должна пойти в библиотеку Оби, чтобы получить наказание, что Сашу очень расстраивает. Вскоре после этого между Сашей и Чичи завязываются романтические отношения.
В течение семи дней идёт дождь, что неестественно для этого времени года. Однажды утром Анатов приводит Солнышко в библиотеку Оби, чтобы встретиться с Орлу, Сашей и Чичи. Там группа учёных рассказывает им, что Чёрная Шляпа Отокото узнал запретное дзюцу и планирует вызвать в мир злую сущность Эквенсу – причину дождя. Старейшины поручают четверым студентам застать Отокото врасплох и спасти двух похищенных им детей.
Четверо друзей отправляются на заправку Отокото, и Орлу отменяет плохое джуджу, в результате чего появляется небольшое здание. Хотя на них нападают души кустарников, они находят внутри Отокото с телами двух детей. Отокото не воспринимает их всерьёз, но Саша взрывает раковину, которая заставляет насекомых напасть на него. Санни и Орлу выносят тела детей на улицу, а Саша сражается с Отокото с помощью джуджу.
Санни расстроена тем, что дети мертвы, но Орлу говорит ей уйти, чтобы он мог использовать свои способности на них. Внутри Санни видит, как дзюцу Отокото сбивает Сашу с ног. Чичи срабатывает амулет, принадлежавший бабушке Санни, и вызывает прошлое Отокото, в результате чего он погибает. Его смерть вызывает Эквенсу, который появляется из-под земли, как термитник Чичи. Санни, спокойная и храбрая, подходит к Эквенсу и позволяет своему духовному лицу вести её. Санни говорит Эквенсу вернуться. Эквенсу плачет и возвращается на землю.
Четверо друзей приводят двух детей, которых вернул к жизни Орлу, в полицейский участок, а затем возвращаются в библиотеку Оби. Сахарная Сливка поздравляет их и соглашается стать наставником Санни. Санни возвращается домой и снова спрашивает свою мать о бабушке. Мать говорит, что знала, что у её матери были секреты, как и у Санни, и что она знала, что Санни важно быть в Нигерии. В годовщину смерти бабушки Санни находит в своей комнате письмо от бабушки, из которого узнает, что она сама выбрала свою двойную жизнь, что у неё была такая же сила невидимости, как у Санни, и что она любила своего ещё не родившегося внука.
Вернувшись в школу, Санни и Орлу обсуждают работу со своими новыми наставниками и то, что пребывание в школе Ягнёнка кажется странным. Орлу говорит, что двойная жизнь лучше, чем никакой, и Санни соглашается.
- «Красный Марс» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Размышления о полевой работе в Марокко» Пола Рабиноу, краткое содержание
- «Красная королева» Виктории Авеярд, краткое содержание
- «Размышления о революции во Франции» Эдмунда Бёрка, краткое содержание
- «Речитатив» Тони Моррисон, краткое содержание
- «Красная река» Лалиты Тадеми, краткое содержание
- «Рэдволл» Брайана Жака, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?