«Американский психопат» Брета Истона Эллиса, краткое содержание читать ~4 мин.
«Американский психопат» (англ. American Psycho) – роман 1991 года американского писателя Брета Истона Эллиса (англ. Bret Easton Ellis). Действие происходит в Нью-Йорке в конце 1980-х годов и описывает жизнь Патрика Бейтмана – состоятельного молодого инвестиционного банкира с Уолл-стрит, от лица которого ведётся повествование. Окружённый миром показного потребления и поверхностных ценностей, Бейтман даёт волю своим психопатическим импульсам. Поначалу его жестокие фантазии существуют лишь в его воображении, однако вскоре они прорываются в реальность. Подпитываемый наркотиками, Бейтман совершает всё более ужасающие убийства, испытывая при этом прогрессирующее психическое расстройство. К концу романа его состояние ухудшается настолько, что ему начинают мерещиться галлюцинации, например, говорящий банкомат.

Роман «Американский психопат» стал одним из самых спорных произведений конца XX века. Первоначально его должен был опубликовать издательский дом Simon & Schuster, но компания отказалась от выпуска книги из-за её чрезвычайной жестокости. Впоследствии роман был издан Vintage Books. После публикации книга вызвала шквал критики: её осуждали за женоненавистничество и запредельное насилие. В некоторых странах, включая Германию и Австралию, роман был сочтён вредным для несовершеннолетних и продавался с ограничениями. Несмотря на это, «Американский психопат» обрёл культовый статус и стал мощной сатирой на культуру яппи, жадность и поверхностность общества 1980-х годов.
В 2000 году по роману был снят одноимённый фильм с Кристианом Бэйлом в главной роли, который получил признание критиков и закрепил образ Патрика Бейтмана в массовой культуре.
Многие критики и исследователи отмечали, что роман способствует стигматизации психических заболеваний. Эллис использует стереотипные образы, приравнивая психические расстройства к насилию, и не даёт чёткого диагноза главному герою. Вместо этого он объединяет множество несвязанных симптомов под уничижительным ярлыком «психопат». В этом смысле произведение скорее символично, чем реалистично: психологическое состояние Бейтмана служит метафорой патологических тенденций самого общества.
Структурно «Американский психопат» разделён на короткие главы. В начале романа главный герой, Патрик Бейтман, посещает ужин, устроенный его невестой Эвелин. Он подозревает, что она изменяет ему с его коллегой Тимоти Прайсом. Отношения Бейтмана с Эвелин лишены глубины и строятся исключительно на внешнем соответствии социальным нормам их круга. На следующий день Бейтман, Прайс и другие их знакомые отправляются в бар, а затем в дорогой ресторан, где их разговоры сводятся к обсуждению моды, визитных карточек и статуса. Позже в клубе они употребляют кокаин. В это время Бейтман начинает испытывать всё более жестокие и навязчивые мысли.
Постепенно его тёмные фантазии воплощаются в жизнь. Он забирает из химчистки окровавленную одежду, что указывает на совершённое им убийство. Затем он жестоко нападает на бездомного, нанося ему ножевые ранения. Бейтман рассказывает о своих психопатических желаниях коллегам и женщинам, с которыми встречается, включая Эвелин, но его слова никто не воспринимает всерьёз — окружающие либо не слушают его, либо принимают его признания за шутку.
Под влиянием наркотиков он начинает терять связь с реальностью. У Бейтмана случаются провалы в памяти: он может потерять сознание и очнуться, не понимая, где находится. Он также переживает околосмертные состояния, в которых время и пространство искажаются.
В одной из сцен Бейтман пытается убить Луиса Кэррутерса, коллегу, влюблённого в Кортни, любовницу Бейтмана. Однако Луис воспринимает попытку удушения как проявление сексуального влечения и, к ужасу Патрика, признаётся ему в своих чувствах. Позже, когда Луис снова говорит о своей симпатии в магазине, Бейтман угрожает ему ножом. Тем временем насилие со стороны Бейтмана становится всё более зверским. Он убивает гомосексуала и его собаку, а также нападает на двух работниц секс-индустрии. Одного из своих коллег, Пола Оуэна, Бейтман заманивает в свою квартиру, убивает топором, а затем пытается избавиться от тела. После этого он проникает в квартиру Оуэна, чтобы записать на автоответчик сообщение, создающее видимость, будто тот уехал в Лондон.
Со временем частота и жестокость убийств нарастают. Бейтман приглашает на обед бывшую однокурсницу Бетани, а затем в своей квартире бьёт её до потери сознания, прибивает её руки гвоздодёром к доске и убивает, отпиливая конечности. Другую женщину он убивает электрическим током, а маленькому мальчику в зоопарке перерезает горло. Эти убийства оставляют после себя лишь растущее чувство отчаяния и внутренней пустоты.
В офисе Бейтмана появляется частный детектив Дональд Кимбалл. Он задаёт Бейтману вопросы об исчезновении Пола Оуэна и подозревает, что здесь что-то не так. В главах 41-60 психоз Бейтмана усиливается. Он окончательно порывает с Эвелин и посылает ей на День святого Валентина коробку с мухами. Он утверждает, что убил женщину с помощью крысы и пытался съесть её тело, а также что спрятал пулемёт в шкафчике в своём спортзале. Однако правдивость многих из этих историй ставится под сомнение, когда коллега на вечеринке сообщает, что 10 дней назад в Лондоне он обедал с Полом Оуэном, человеком, которого якобы убил Бейтман. Степень психоза Бейтмана становится очевидной в конце романа. Именно тогда он признается, что с ним разговаривают банкоматы.
- «Меньше, чем ноль» Брета Истона Эллиса, краткое содержание
- «Мёртвая зона» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Жестокий принц» Холли Блэк, краткое содержание
- «Декларация независимости» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- «Мертвец» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Лекарство от смерти» Джеймса Дашнера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?