«Американский психопат» Брета Истона Эллиса, краткое содержание читать ~4 мин.
«Американский психопат» – роман 1991 года американского писателя Брета Истона Эллиса. Действие романа происходит в Нью-Йорке 1980-х годов, он рассказывает о жизни богатого молодого биржевого маклера, рассказчика романа Патрика Бейтмана. Окружённый миром пустой коммерции и пустых излишеств, Бейтман начинает действовать в соответствии со своими психопатическими мыслями и импульсами. Его расстройство начинается в его воображении. Однако оно быстро перетекает в реальность: Бейтман совершает все более ужасные убийства, подпитываемые наркотиками. Бейтман испытывает прогрессирующее психическое расстройство. К концу романа у него появляется бред, что с ним разговаривают банкоматы.
В 2000 году по роману был снят фильм с Кристианом Бэйлом в главной роли.
После публикации романа многие критики и учёные отмечали, что он стигматизирует психические заболевания. Например, автор использует сенсационные стереотипы, которые приравнивают психические заболевания к насилию, и в романе никогда не уточняются психиатрические заболевания Бейтмана, вместо этого многие несвязанные симптомы объединяются под одноимённым уничижительным термином «псих». В этом смысле роман скорее символичен, чем реалистичен; он использует психологическое состояние Бейтмана, чтобы представить то, что автор считает патологическими тенденциями общества.
Действие «Американского психопата» происходит в 1980-х годах. Он разделён на 60 коротких глав. В начале романа главный герой, нью-йоркский биржевой маклер Патрик Бейтман, посещает званый ужин, который устраивает его невеста Эвелин. Он подозревает, что она изменяет ему с коллегой по работе Тимоти Прайсом. Отношения Бейтмана с Эвелин бессодержательны и определяются внешностью. На следующий день Прайс и ещё двое его знакомых отправляются в бар и дорогой ресторан, где обсуждают моду и женщин. Затем они отправляются в клуб, где принимают кокаин. Бейтман идёт на свидание с женщиной, которая не является его невестой, и начинает испытывать все более жестокие, навязчивые мысли.
В главах 9-20 жестокие мысли Бейтмана все чаще переходят в реальную жизнь. Он возвращает в химчистку забрызганную кровью одежду. Это явно результат совершенного им убийства. Далее он жестоко нападает на бездомного, нанося ему удары ножом в живот и глаза. Бейтман рассказывает своим коллегам и различным женщинам, с которыми он встречается, включая Эвелин, о своих психопатических желаниях и фантазиях, и даже о том, как он убивал людей. Но никто из них его не слушает.
Вдобавок ко всему, под влиянием массового употребления наркотиков, он начинает терять контроль над реальностью. Он теряет сознание и просыпается, не понимая, где он находится. У него также случаются внетелесные переживания, когда время и внешний мир трансформируются или искажаются.
В главах 21-28 Бейтман пытается убить Луиса, парня женщины, с которой у него роман, Кортни. Однако Луис принимает попытку Бейтмана задушить его за сексуальное притяжение и, к ужасу последнего, открывает, что у него есть желания к Бейтману. Когда Луис признается Бейтману в любви в магазине, Бейтман угрожает ему ножом. Тем временем акты насилия Бейтмана становятся все более жестокими. Он убивает гея и его собаку, нападает на двух работниц секс-индустрии и издевается над ними. Бэйтмен заманивает пьяного коллегу Пола Оуэна к себе в квартиру. Затем он убивает его топором и избавляется от тела с помощью извести. Бейтман проникает в квартиру Оуэна, чтобы изменить сообщение на автоответчике и создать ложное впечатление, что Оуэн уезжает в Лондон.
В главах 29-40 частота и жестокость насилия Бейтмана усиливается. Он встречается с бывшей девушкой из университета, Бетани, за обедом и бьёт её до потери сознания, когда она возвращается в его квартиру. Он прибивает её руки гвоздодёром к деревянной доске и убивает её, отпилив ей руку. Другую женщину он убивает электрическим током, а пятилетнего ребёнка в зоопарке – ножом в шею. Кроме того, он убивает двух работниц секс-индустрии в своей квартире, используя кислоту и дрель. Эти убийства оставляют Бейтмана с постоянно растущим чувством отчаяния и пустоты.
В офисе Бейтмана появляется частный детектив Дональд Кимбалл. Он задаёт Бейтману вопросы об исчезновении Пола Оуэна и подозревает, что здесь что-то не так. В главах 41-60 психоз Бейтмана усиливается. Он окончательно порывает с Эвелин и посылает ей на День святого Валентина коробку с мухами. Он утверждает, что убил женщину с помощью крысы и пытался съесть её тело, а также что спрятал пулемёт в шкафчике в своём спортзале. Однако правдивость многих из этих историй ставится под сомнение, когда коллега на вечеринке сообщает, что 10 дней назад в Лондоне он обедал с Полом Оуэном, человеком, которого якобы убил Бейтман. Степень психоза Бейтмана становится очевидной в конце романа. Именно тогда он признается, что с ним разговаривают банкоматы.
- «Меньше, чем ноль» Брета Истона Эллиса, краткое содержание
- «Мёртвая зона» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Жестокий принц» Холли Блэк, краткое содержание
- «Декларация независимости» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- «Мертвец» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Лекарство от смерти» Джеймса Дашнера, краткое содержание
- «Обычай страны» Эдит Уортон, краткое содержание
- «Смерть автора» Ролана Барта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?