«Антрополог на Марсе» Оливера Сакса, краткое содержание читать ~5 мин.
«Антрополог на Марсе: Семь парадоксальных историй» – это сборник нехудожественных эссе Оливера Сакса, первоначально опубликованный в 1995 году. Сакс документирует и комментирует семь пациентов с неврологическими заболеваниями, которые бросают вызов предвзятым представлениям о болезни, расстройстве, адаптации и самовосприятии. Этот сборник составлен на основе предыдущих работ Сакса с неврологическими случаями, включая получившую широкое признание книгу «Человек, который принял жену за шляпу».
Оливер Сакс, доктор медицины, был писателем, историком медицины, неврологом и профессором неврологии в Школе медицины Нью-Йоркского университета; он скончался в 2005 году, но остался известен своими глубокими и страстными работами о медицине и неврологических случаях. Среди его книг-бестселлеров – «Человек, который принял жену за шляпу», «Музыкофилия: Рассказы о музыке», «Пробуждения», «Глаз разума», «В движении: жизнь» и другие.
В 1990 году «Пробуждение» было адаптировано в одноимённый фильм, номинированный на «Оскар», а многие другие его тексты вдохновили других писателей, кинематографистов, драматургов и музыкантов. Сакс был автором «New Yorker», «New York Review of Books» и NPR. Газета «Нью-Йорк Таймс» однажды назвала его «поэтом-лауреатом современной медицины».
Сакс начинает книгу с предисловия, в котором подробно рассказывает о своём восстановлении после недавней операции на плече. Он удивляется тому, как быстро и эффективно адаптировались его тело и разум. Хотя хирург дал ему приблизительное представление о том, как может выглядеть его восстановление, он сказал Саксу, что конкретные способы адаптации станут очевидны со временем; нет двух одинаковых пациентов.
Сакс рассматривает интерсубъективность болезни, заболевания и расстройства, отмечая, что, возможно, наше понимание здоровья слишком жёсткое и статичное. Ссылаясь на пластичность человеческого мозга, он говорит, что хотел бы учиться у пациентов с неврологическими и психиатрическими различиями, чтобы узнать, как они адаптировались к жизни в реальном мире за пределами больницы. Он говорит читателю, что его миссия заключается в том, чтобы действовать как «нейроантрополог», сообщая и анализируя пациентов по ходу их жизни, чтобы увидеть, что мы можем узнать об адаптивности человеческого разума.
Первый случай из практики Сакса – это случай художника шестидесяти лет по имени Джонатан И., который внезапно становится дальтоником после несчастного случая. Джонатан сильно расстроен этим изменением и впадает в глубокую депрессию, пытаясь передать свой новый притуплённый взгляд на мир путём создания полностью серой комнаты. Сакс и его коллега Роберт Вассерман посещают Джонатана и проводят тесты его глаз и мозга, чтобы выяснить, является ли его цветовая слепота формой церебральной ахроматопсии или просто психосоматическим результатом несчастного случая. Ни Сакс, ни Вассерман не могут исправить его дальтонизм, но Джонатан начинает принимать это развитие, изменяя способ создания своих работ, чтобы соответствовать своему новому способу видения.
Затем Сакс рассказывает историю Грега Ф., хиппи, который присоединился к Харе Кришнас в конце 1960-х годов. Уединившись от семьи и друзей, он начал терять зрение, что, по словам его свами, было связано с его новообретённым просветлением. В конце концов, семья навестила Грега и, едва узнав его, поняла, что ему срочно требуется медицинская помощь: опухоль мозга навсегда лишила его зрения, а также повредила память и гипофиз. Сакс встречает Грега во время работы в больнице Уильямсбридж, где его поражает его способность жить полностью в настоящем, не помня о том, что произошло после 1960-х годов. Надеясь наладить контакт со своим пациентом, Сакс организует для него посещение концерта Grateful Dead в начале 1990-х годов, однако на следующий день Грег не помнит о концерте.
В эссе «Жизнь хирурга» Сакс знакомится и наблюдает за доктором Карлом Беннетом, уважаемым канадским хирургом с синдромом Туретта. Несмотря на многочисленные тики, Беннетт бросил вызов ожиданиям и нашёл способ адаптировать свою хирургическую практику, чтобы помочь себе войти в состояние «потока» концентрации в операционной. Сакс восхищается силой состояния потока Беннета, а также его способностью получить лицензию пилота и безопасно управлять небольшим самолётом.
Сакс также расследует случай Верджила, мужчины за пятьдесят, который с трёх лет страдает от катаракты и пигментного ретинита. Его невеста уговаривает его пройти операцию по удалению катаракты, которая якобы проходит успешно. Однако Верджил испытывает тревогу из-за вновь обретённого зрения и не может воспринимать окружающий мир – в частности, визуальные отношения между людьми, предметами, формами и цветами. Сакс описывает его трудности адаптации к зрению и то, как оно его тревожит.
У Верджила и так было слабое здоровье, и он часто обнаруживает, что «действует» вслепую, когда чувствует себя подавленным. Когда он страдает от тяжёлой пневмонии, он теряет большую часть своего нового зрения и в конечном итоге работу и дом.Фильм «Пейзаж его мечты» рассказывает историю Франко Маньяни, эксцентричного итальянского художника, живущего в окрестностях Сан-Франциско, который одержим своей родной деревней Понтито. Он испытывает сильное, непреклонное желание нарисовать Понтито, используя свою почти фотографическую память, чтобы изобразить деревню своей юности.
Сакс задаётся вопросом, возможно, это сильное чувство памяти и прошлого лишает Маньяни способности оставаться в настоящем. Несмотря на своё нежелание, Маньяни в конце концов возвращается в Понтито, что поначалу путает его воспоминания и ощущение самого себя; однако позже он возвращается туда на более длительный срок, чтобы заново узнать место, которое он полюбил издалека.
Сакс также посвящает два эссе исследованию аутизма, идентичности и адаптации: Первое, «Вундеркинды», рассказывает о подростковом возрасте Стивена Уилтшира, британского ребёнка с аутизмом, который проявляет выдающийся талант к архитектурному рисованию. Хотя он испытывает трудности с вербальной и невербальной коммуникацией, Стивен бросает вызов предвзятым представлениям Сакса об искусстве, идентичности и о том, что представляет собой эмоциональная и внутренняя жизнь.
Сакс продолжает исследовать эти темы в последнем, титульном эссе сборника, «Антрополог на Марсе». Здесь Сакс описывает повседневный мир Темпл Грандин, известной писательницы и учёного, изучающего поведение животных с синдромом Аспергера. Ее исключительная сосредоточенность на создании гуманных ферм и скотобоен поглощает её, не оставляя места для социальной, сексуальной или личной жизни. Сакс находит её интересной и хочет узнать больше о её чувствах, но она может понять мир только интеллектуально, а не эмоционально. Когда Грандин везёт Сакса в аэропорт, они обсуждают веру и суждения, и она начинает плакать. Сакс обнимает её перед отлётом домой.
- «Конец бедности: Экономические возможности нашего времени» Джеффри Сакса, краткое содержание
- Микеланджело «Страсти Христовы. Дудук, орган, саксофон»
- «Романтический вечер с саксофонами»
- «Дудук, орган, саксофон»
- Концерт для двух органов и восьми саксофонов
- Звучащие полотна. Марк Шагал. Орган, дудук и саксофон
- Орган, дудук и саксофон
- Концерт для дудука, трёх органов и двенадцати саксофонов
Комментирование недоступно Почему?