«Автобиография моей матери» Джамайки Кинкейд, краткое содержание читать ~4 мин.
«Автобиография моей матери» – роман антигуанско-американской писательницы Ямайки Кинкейд, впервые опубликованный в 1996 году. В романе рассказывается история Ксуэлы Клодетт Ричардсон, живущей на острове Доминика. Наполовину карибская, наполовину шотландско-африканская, она потеряла мать при родах и с раннего возраста осталась одна. Книга прослеживает её путь от детства, школы до взрослой жизни, её борьбу, любовь и окружение, когда она пытается найти свой путь в мире без матери.
Исследуя темы страха, потери и становления характера, «Автобиография моей матери» вызвала разногласия из-за нетрадиционного повествования и отсутствия традиционного сюжета, но её высоко оценили за детальную проработку характеров и сочные описания. В 1997 году она получила книжную премию Anisfield-Wolf.
«Автобиография моей матери» – это ретроспективный рассказ от первого лица о том, как Ксуэла Клодетт Ричардсон пыталась справиться с ранней потерей матери. Она никогда не знала свою мать, которая умерла при родах, и выросла доминиканской девочкой в начале двадцатого века. Ксуэла изо всех сил пытается воспитать в себе позитивное самоощущение в среде, враждебной по отношению к ней из-за её расы и пола. После смерти матери во время родов её воспитывает платная сиделка Ма Юнис. Ма Юнис – первый человек, с которым взаимодействует Ксуэла, и первый человек, с которым она вступает в конфликт. Это происходит потому, что Ксуэла инстинктивно отвергает ма Юнис как человека, не способного воспитать из неё актуализированную женщину.
Ма Юнис – прачка, воспитывающая собственных детей, и Ксуэла видит в ней не мать, а всего лишь оплачиваемую сиделку. Кроме того, она понимает, что ма Юнис – представительница социального класса, в котором она не хочет жить. Когда Ксуэла достигает школьного возраста, отец забирает её из-под опеки ма Юнис и отправляет в школу. Хотя это редкая возможность для девочки, Ксуэла сталкивается с дискриминацией и враждебностью со стороны учителя. Это происходит потому, что Доминика все ещё находится под колониальным владычеством, и учительница считает, что цветные колонизированные люди по своей природе уступают своим белым колонизаторам.
Когда Ксуэла проявляет интеллектуальные способности, учитель считает это доказательством того, что она списывает или нечестна. Однако Ксуэла не сдаётся и отказывается учиться неполноценности ни у ма Юнис, ни у своего учителя. Она отвергает колониальную оценку своего народа и мечтает о своей матери, которую она представляет себе как сильную и независимую фигуру индейцев Карибского бассейна. Однако когда её отец узнает о её проблемах в школе, он забирает её из школы и переезжает к себе и своей новой жене.
Дом её отца Альфреда не является более гостеприимным местом, так как её новая мачеха нападает на неё как словесно, так и физически. В этой культуре женщины зависят от мужчин в вопросах финансового выживания, и мачеха видит в Ксуэле конкурента в борьбе за экономическую стабильность её собственных детей.
Конфликт продолжается до тех пор, пока Ксуэле не исполняется пятнадцать лет, и отец отправляет её жить к знакомым, Жаку и Лизе ЛаБатт. Там Ксуэла осознает зависимый характер отношений между мужчиной и женщиной, наблюдая за браком ЛаБаттов. Хотя госпожа ЛаБатт экономически обеспечена и пользуется социальными привилегиями, ей не хватает независимости и самореализации. Мистеру ЛаБатту, похоже, нравится владеть вещами, включая женщин. Мистер ЛаБатт начинает приставать к Ксуэле и принуждать её к сексу. Она оказывается беременной, и, не желая связывать себя с мистером ЛаБаттом, прерывает беременность и покидает их дом.
Впервые став полностью самостоятельной, Ксуэла устраивается на работу в дорожную бригаду по уборке камней и пытается наладить свою независимую жизнь. В конце концов она устраивается на работу ассистентом врача в небольшом городе Розеа, и ей ненадолго кажется, что она найдёт эмоциональное и сексуальное удовлетворение, которого так долго искала, когда она влюбляется в стивидора по имени Роланд. Они принадлежат к примерно одинаковому социальному классу, что привлекает её. Однако Роланд вырос в культуре, которая верит в мужское превосходство и женскую покорность. Его расстраивает, почему Ксуэла не позволяет ему оплодотворить её, и он видит в этом попытку Ксуэлы утвердить свою власть над ним.
В конце концов их отношения заканчиваются, и Ксуэла смиряется с мыслью, что таких справедливых отношений, которые она ищет, не существует. Она решает выйти замуж за Филиппа, богатого человека, которого она на самом деле не любит. Однако их брак даёт Ксуэле богатство, привилегии и социальный статус, которых она пыталась достичь всю свою жизнь.
Книга заканчивается тем, что она представляет себе ухаживания своих родителей и находит счастье в этой фантазии. Ямайка Кинкейд – антигуано-американская писательница, в настоящее время профессор африканских и афро-американских исследований в Гарвардском университете. Автор пяти романов, сборника рассказов, пяти нехудожественных книг, детской книги и множества несборников рассказов и эссе, она была включена в короткий список номинантов на премию PEN/Faulkner Award for Fiction в 1994 году и была избрана в Американскую академию искусств и наук и Американскую академию искусств и литературы.
- «Маленькое место» Джамайки Кинкейд, краткое содержание
- «Девочка» Джамайки Кинкейд, краткое содержание
- «Книга тайных желаний» Сью Монк Кидд, краткое содержание
- «Америка в сердце» Карлоса Булосана, краткое содержание
- «Тело» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Ферма трупов» Патриции Корнуэлл, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?