«Ахарняне» Аристофана, краткое содержание читать ~4 мин.
«Ахарняне», пьеса древнегреческого комедийного писателя и поэта Аристофана, рассказывает о прагматичном фермере и афинском гражданине Дикеополисе, стремящемся к «миру любой ценой». Сатира была впервые поставлена в 425 году до н.э. и содержит много фаллического юмора. Ее более серьёзная цель заключалась в том, чтобы убедить общественность прекратить очень дорогостоящую текущую войну со Спартой, известную позже как Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.).
«Ахарняне» были первой пьесой Аристофана и утвердили его в качестве крупного драматурга. На протяжении всей своей жизни Аристофан вызывал гнев нескольких ведущих политиков, некоторые из которых пытались привлечь его к суду за клевету. Темы пьесы включают необходимость наслаждаться жизнью, сдерживать злоупотребления властью с помощью смеха, а также социальные, экономические и психические издержки войны.
Пьеса «Ахарняне» открывается тем, что главный герой, Дикеополис (в оригинале произносится как «дих-ки-ах-пох-лисс»), один на сцене, жалуется на свою жизнь. Ему нравится жить в Афинах, но после войны процветание его фермы пошло на спад. Он также говорит о том, что с нетерпением ждёт пьес других писателей. Его имя буквально означает «честный гражданин», и Аристофан использует его, чтобы передать все мысли автора о политике и искусстве.
Тем временем люди собираются, чтобы узнать новости о войне со Спартой. Дикеополис наблюдает, как одного человека, его друга Амфитея, забирает полиция, потому что он сторонник мира и признается, что голоден. В Афинах вводится жёсткий рацион питания, чтобы поддержать войну. Полиция забирает его даже после того, как он заявляет, что он бог.
Дикеополис наблюдает, как ряд видных политиков и граждан восхваляют военные действия. Он делает смешные замечания, показывая, что различные «послы» лгут. Во время представления послы выводят «солдат», которые, по их словам, переломят ход войны в их пользу. Мужчины оказываются истощёнными и одетыми в лохмотья. Дикеополис решает, что с него хватит этого представления, и заявляет, что почувствовал капли дождя. Афинские политики настолько непостоянны, что готовы прервать своё собрание при малейшем намёке на препятствие, например, на дождь. Позже Дикеополь встречает генерала Ламаха, который оказался его соседом.
Ламах – поджигатель войны, считающий, что патриотизм требует, чтобы Афины продолжали бороться со Спартой до победного конца. По иронии судьбы, он не испытал ни одного физического удара в ходе войны, поскольку всегда командовал армией на расстоянии. На самом деле, единственное боевое ранение Ламах получил потому, что упал в яму у дороги.
В «Ахарнянах» также высмеивается греческий классический драматург Еврипид и его предсказуемая форма драмы. Видно, что Еврипиду лень подняться со стула и встретиться с Дикеополем лицом к лицу. После этих сцен Аристофан критикует великого драматурга за политическое безразличие. Выслушав всех афинских лидеров, Дикеополь решает действовать самостоятельно и объявить мир со Спартой. Он посылает своего друга Амфитея за вином. Амфитей крадёт вино у ахарнян, этнического племени, владеющего близлежащим виноградником. Они преследуют его до дома Дикеополиса. Однако его уже нет в доме, так как Дикеополис отправил Амфитея в Спарту, чтобы тот выступил за мир.
Дикеополь как раз благодарит Вакха, греческого бога вина и вечеринок, за будущий мир, когда на пороге его дома появляются ахарняне. Разъярённые тем, что у него есть украденное ими вино, они начинают бросать в Дикеополиса камни. Чтобы остановить их, он хватает корзину с углями (они не видят, что это корзина с углями) и притворяется, что это один из их детей, которого он держит в заложниках, пока они все не согласятся присоединиться к его движению за мир.
Для укрепления мира Дикеополис создаёт вокруг своих земель торговый центр, где все, кто нейтрален к победам Афин (или откровенные враги), могут торговать и зарабатывать деньги. В их число входят и ахарняне. После нескольких зажигательных речей в защиту мира афинские граждане решают не побивать Дикеополиса камнями. Увидев результаты мира – смех, пьянство и любовь – они все больше открываются ему. Дикеополис распространяет свою идею гедонизма. Он нанимает двух проституток и вместе с десятками друзей напивается до беспамятства.
Все это является частью того, что Дикеополис назвал «Праздником кубков». Тем временем Ламах вынужден покинуть город из-за внезапного нападения на отдалённый лагерь. На сцене идёт монтаж, сравнивающий две точки зрения. С одной стороны, Ламах и его последователи готовятся к войне. С другой стороны, Дикеополис и его верующие готовятся к празднику кубков.
Когда действие заканчивается, Ламах уже не может ходить и у него серьёзная травма головы. Дикеополис, напротив, пьян и счастлив. Комедия завершается свадьбой. Все персонажи на сцене наедаются едой и вином, празднуя «мир» и «изобилие». Глашатай говорит, что тот, кто быстрее всех выпьет свои напитки, получит ещё одну «шкуру, круглую и пухлую, как живот Ктесифона». Тем временем Дикеополис идёт в дом, чтобы присоединиться к своей семье, совершенно довольный…
- «Облака» Аристофана, краткое содержание
- «Экклезиаст» Аристофана, краткое содержание
- Столичный Театр сатиры готовит к юбилею обозрение «Грустно, но смешно»
- Чехов и Аристофан в спектакле «Небесные странники» на сцене театра «Ленком»
- «Поклонение Дженны Фокс» Мэри Пирсон, краткое содержание
- «Случайный турист» Энн Тайлер, краткое содержание
- «Приключения Оги Марча» Сола Беллоу, краткое содержание
- «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» Джона Стейнбека, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?