«Берлинский боксерский клуб» Роберта Шаренова, краткое содержание читать ~4 мин.
«Берлинский боксёрский клуб» – второй роман Роберта Шаренова, также автора книги «Моя мать – болельщица». Он был опубликован в 2011 году и получил премию Ассоциации еврейских библиотек имени Сидни Тейлора.
Хотя это художественное произведение, «Берлинский боксёрский клуб» основан на реальной истории: истории немецкого чемпиона по боксу Макса Шмелинга, который приютил двух еврейских детей во время «Хрустальной ночи» – ночи нацистских беспорядков против евреев, которую многие считают началом Холокоста. В то же время нацисты почитали Шмелинга, считая его воплощением арийского идеала силы, волевого характера и дисциплины.
Действие романа происходит с 1934 по 1938 год, в годы, предшествовавшие Холокосту и Второй мировой войне. Повествование ведётся с точки зрения Карла Штерна, еврейского подростка. Карл живёт в Берлине с матерью, отцом и младшей сестрой Хильди. Адольф Гитлер недавно был назначен канцлером Германии, и открытое насилие и фанатизм в отношении евреев стали обычным делом.
Роман начинается с того, что на Карла нападают его одноклассники-антисемиты – банда мальчиков, называющих себя «Волчья стая». Однажды Карл выходит из класса поздно вечером, в последний учебный день перед летними каникулами, когда «Волчья стая» застаёт его в коридоре. Решив разоблачить его как еврея, они спускают его штаны, чтобы обнажить обрезанный пенис, а затем избивают его так, что у него распухает лицо.
Вечером Карл должен работать в художественной галерее своих родителей вместе со своей сестрой Хильди. Дела галереи идут плохо, во многом из-за запрета нацистской эпохи на «декадентское» экспрессионистское искусство, которое его отец ценит больше всего и любит выставлять. Теперь он вынужден прятать эти картины и вместо них выставлять безвкусные и неинтересные полотна с величественными альпийскими пейзажами. Эти картины художника Густава Хартцеля выставляются в тот вечер, когда Карл встречает Макса Шмелинга.
Шмелинг пришёл на открытие вместе со своей женой, чешской актрисой Анни Ондра, ещё одним реальным персонажем романа, и Карл удивлён, увидев его там; его отец часто хвастался, что знаком со Шмелингом, а также с другими художниками и знаменитостями, но Карл до сих пор ему не верил. В тот же вечер, когда Карла посылают в типографию, расположенную в подвале галереи, он находит странную листовку. У его родителей есть отдельный бизнес по печати листовок для частных клиентов, и листовка, которую обнаруживает Карл, предназначена для частной вечеринки с декадентским названием; она касается графини, трансвестита, знакомого его отца.
Шмелинг хочет купить у отца Карла свой портрет Георга Гроша, а отец утверждает, что это редкое произведение искусства, от которого он не может отказаться. Тогда Шмелинг говорит, что в обмен на портрет он даст Карлу уроки бокса; жестикулируя на опухшее лицо Карла, он замечает, что, похоже, Карлу нужно научиться защищаться. Он говорит Карлу, что вернётся в Берлинский боксёрский клуб через пару месяцев, а пока даёт Карлу строгий режим тренировок.
До сих пор Карл больше всего хотел стать карикатуристом, и роман перемежается его портретами разных людей – как знаменитостей бокса, так и его знакомых – и выдержками из «Winzig und Spatz», популярного немецкого комикса. Карл придумывает свои собственные стрипы из этого комикса, чтобы развлечь Хильди. Оба увлечения Карла, бокс и комиксы, являются американскими, новыми мировыми увлечениями: именно в США Карл и Хильди окажутся в заключительной главе романа, когда их отец будет взят в плен гестапо (немецкой тайной полицией), а мать займётся его поисками.
Две основные нити сюжета романа – это растущее мастерство Карла в боксе и растущая власть нацистов. По мере того как он становится сильнее физически и умственно, его жизнь становится все более тесной. Он должен справиться с потерей своей девушки Греты, своего места в школе (после того, как евреев перестали пускать в арийские школы) и своего любимого дяди Якоба, который также попал в плен к гестапо за подрывную коммунистическую деятельность. Карл также теряет своё боксёрское сообщество после того, как его разоблачили как еврея во время турнира.
Макс Шмелинг, как и отец Карла, является одновременно центральной и неуловимой фигурой. Хотя он привёл Карла в мир бокса, он часто отсутствует в его жизни, будучи занят лоббированием в Штатах и продвижением собственной карьеры. В конце романа он искупает свою вину, приютив Карла и Хильди в своём большом отеле во время «Хрустальной ночи», и Карл начинает понимать Шмелинга как неполноценного, самосохранительного, но благонамеренного человека. Точно так же Карл приходит к пониманию своего собственного отца как сложного человека, который делал все возможное, чтобы сохранить свою индивидуальность в тоталитарные времена.
- «Лучшее, что мы могли сделать» Тхи Буй, краткое содержание
- «Ключ терновника» Кевина Сэндса, краткое содержание
- «Горькая сторона сладкого» Тары Салливан, краткое содержание
- «Балкон» Жана Жене, краткое содержание
- «Укус манго» Мариату Камара, краткое содержание
- «Спина черепахи» Томаса Кинга, краткое содержание
- «Чёрный лебедь: влияние невероятного» Нассима Николаса Талеба, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?