«Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, краткое содержание читать ~2 мин.
Написанные в конце XIV века, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера (Geoffrey Chaucer) являются одним из величайших произведений среднеанглийской литературы. Они оказали значительное влияние на последующих писателей — от Уильяма Шекспира до Джона Китса.
Произведение описывает путешествие группы паломников из Лондона в Кентербери к святыне святого Томаса Бекета. По своей сути это сборник новелл: чтобы скоротать время в пути, герои устраивают состязание. Каждый рассказывает историю, а автор лучшей получает в награду ужин за счёт остальных.

Поэма открывается «Общим прологом», где рассказчик, носящий имя автора, останавливается в лондонской гостинице «Табард». Там он знакомится со своими будущими попутчиками и даёт им меткие характеристики. Это яркая и разношёрстная компания, и её члены не всегда соответствуют ожиданиям. Религиозные деятели, например, нередко предстают мирскими и склонными к земным удовольствиям, хотя среди паломников есть и по-настоящему благочестивые фигуры.
Собрание паломников представляет собой срез английского общества того времени. Чосер изображает представителей трёх сословий: духовенства, дворянства и простонародья. Однако он часто отходит от идеализированных представлений, показывая персонажей с их человеческими слабостями и противоречиями, что делает произведение живым и реалистичным.
Каждая история отражает личность и социальное положение рассказчика. Паломники активно реагируют на выступления друг друга, вступая в споры или продолжая заданную тему. Например, грубоватый Мельник, услышав изысканный роман благородного Рыцаря, намеренно рассказывает сальную историю о супружеской неверности. Это приводит в ярость старого Рива, который в ответ делится рассказом о мошеннике-мельнике, получившем по заслугам.
Разнообразие рассказов отражает богатство литературных жанров эпохи. В сборник вошли рыцарские романы, жития святых, басни о животных, проповеди и грубоватые фаблио — короткие комические новеллы в стихах. Чосер мастерски адаптирует известные сюжеты, наполняя их психологической глубиной и юмором, который уместен как в сценах из жизни олимпийских богов, так и в зарисовках с крестьянского двора.
«Кентерберийские рассказы» создают яркую картину повседневной жизни средневековой Англии — мира, где глубокая религиозная убеждённость соседствовала с мирскими интересами, жадностью и порой жестокостью. Полифонический портрет мира Чосера кажется одновременно исторически достоверным и вневременным. Это сочетание создаёт портрет человеческой натуры, актуальный во все времена.
Чосер так и не завершил «Кентерберийские рассказы», и до сих пор существуют научные споры о правильном порядке следования историй. Но именно фрагментарность и открытость структуры произведения подчёркивают его главные темы: столкновение разных точек зрения и процесс совместного творчества.
- «Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Мальчик на вершине горы» Джона Бойна, краткое содержание
- «Доводы в пользу Христа» Ли Стробела, краткое содержание
- «Тело в лесу» Эйприл Генри, краткое содержание
- Уильям Моррис: английский художник, дизайнер
Комментирование недоступно Почему?