«Книжный вор» Маркуса Зусака, краткое содержание читать ~5 мин.
«Книжный вор» (англ. The Book Thief) — молодёжный роман австралийского писателя Маркуса Зусака (Markus Zusak), впервые опубликованный в 2005 году. К другим известным работам автора относятся «Пёс по имени Андердог» (Underdogs, 1999), «Я — посланник» (I Am the Messenger, 2002) и «Глиняный мост» (Bridge of Clay, 2018). Произведения Зусака были удостоены множества литературных премий и получили признание читателей по всему миру.
После публикации «Книжный вор» быстро возглавил список бестселлеров по версии The New York Times. Роман вошёл в список «Великое американское чтение» телеканала PBS как одно из наиболее любимых произведений в США. В 2013 году состоялась премьера одноимённой экранизации с Джеффри Рашем и Эмили Уотсон. Книга ориентирована на читателей старше 12 лет и относится к жанрам молодёжной исторической прозы о Холокосте и военной драмы.

Родители писателя — выходцы из Германии и Австрии, эмигрировавшие в Сидней в 1950-х годах. Этот факт побудил некоторых читателей предположить, что роман является семейной биографией. Однако сам Зусак пояснял, что произведение основано не на личных воспоминаниях, а на историях, которые он слышал от родителей о жизни в Германии во время войны.
Действие романа разворачивается в вымышленном городке Молькинг, расположенном недалеко от Мюнхена, в период с 1939 по 1943 год. Повествование ведётся от необычного рассказчика — Смерти. Он знакомит читателя с историей Лизель Мемингер, девятилетней сироты, у которой со временем развивается сильная тяга к книгам, что побуждает её к их краже.
Смерть в романе Зусака — не зловещая фигура, а уставший наблюдатель, собирающий души и истории. Его повествование лишено хронологической строгости: он часто забегает вперёд, сообщая о будущей гибели персонажей. Этот приём подчёркивает неизбежность потерь в военное время и смещает фокус с вопроса “кто выживет?” на то, как люди живут, зная о своей смертности. Главные темы романа — парадоксальность человеческой природы, способной на величайшую доброту и жестокость, и сила слов, которые могут как разрушать, так и созидать.
История начинается в 1939 году. Девятилетняя Лизель Мемингер едет в поезде с матерью и младшим братом к приёмным родителям. В пути её брат умирает. На его похоронах Лизель подбирает свою первую украденную книгу — «Наставление могильщику». Вскоре её передают на воспитание Гансу и Розе Хуберманн. Ганс, добрый и отзывчивый человек, становится для неё настоящим отцом, в то время как его жена Роза кажется строгой и грубоватой.
Поначалу Лизель страдала от кошмаров, связанных со смертью брата, но Ганс терпеливо утешал её и учил читать по украденной книге. Постепенно девочка адаптируется к новой жизни в Молькинге. Она заводит дружбу с соседским мальчиком Руди Штайнером и начинает помогать Розе, которая подрабатывает стиркой белья для состоятельных горожан.
Именно Ганс прививает Лизель любовь к чтению, превращая подвал их дома в место для уроков. Тяга к словам становится для девочки спасением в мире, где книги сжигают на площадях. Во время одного из таких сожжений, устроенного в честь дня рождения фюрера, Лизель крадёт свою вторую книгу, «Пожатие плеч», из тлеющей груды пепла. Этот поступок замечает жена бургомистра, Ильза Герман.
Позднее Ильза Герман приглашает Лизель в свою личную библиотеку, позволяя девочке читать там в любое время. Это открывает для Лизель новый мир и укрепляет её страсть к литературе. Несмотря на молчаливую дружбу, которая возникает между ними, Лизель из-за гордости и чувства несправедливости продолжает красть книги из библиотеки, а не принимать их в дар.
Ситуация кардинально меняется, когда Хуберманны решают укрыть в своём подвале молодого еврея Макса Ванденбурга, сына человека, спасшего Гансу жизнь в Первой мировой войне. Между Лизель и Максом завязывается глубокая дружба. Они разделяют любовь к словам: Макс пишет для неё истории на закрашенных страницах «Майн Кампф».
Со временем скрывать Макса становится всё опаснее. Однажды Ганс, не в силах сдержать порыв сострадания, предлагает кусок хлеба еврею, которого ведут по улице в колонне заключённых. Этот поступок привлекает внимание властей. Опасаясь обыска, Макс вынужден покинуть дом Хуберманнов. В наказание Ганса призывают на службу в армию, отправляя в одну из самых опасных частей.
Позже Лизель видит Макса в колонне заключённых, идущих в концлагерь Дахау. Потрясённая горем и бессилием, она разочаровывается в силе слов, которые не смогли никого спасти. В отчаянии она врывается в библиотеку Ильзы Герман и рвёт одну из книг. Однако Ильза не осуждает её, а дарит ей пустой дневник, предлагая написать собственную историю. Она говорит Лизель, что слова могут быть и целительными, и разрушительными, и призывает не терять в них веру.
Лизель начинает писать автобиографию в подвале, назвав её «Книжный вор». Однажды ночью, когда она заканчивает свою работу, на её улицу, Химмель-штрассе, совершается внезапный авианалёт. Все, кого она любила — Ганс, Роза, Руди — погибают. Лизель выживает лишь потому, что находилась в подвале. Среди обломков спасатели находят девочку, сжимающую свою рукопись. Позже книгу случайно роняют, и её подбирает Смерть.
Смерть сохраняет книгу Лизель на долгие годы. Сама девочка, пережив войну, проживает долгую жизнь и умирает в преклонном возрасте в Австралии. Когда Смерть наконец приходит за её душой, он возвращает ей утерянную рукопись и произносит свою знаменитую фразу, отражающую всю суть романа: “Меня преследуют люди”. Этот парадокс человеческой натуры — способность к добру посреди абсолютного зла — остаётся для него главной загадкой.
- «Ферма трупов» Патриции Корнуэлл, краткое содержание
- «Бостонцы» Генри Джеймса, краткое содержание
- «Америка в сердце» Карлоса Булосана, краткое содержание
- «Дети Бокскара» Гертруды Уорнер, краткое содержание
- «Автобиография моей матери» Джамайки Кинкейд, краткое содержание
- «Punctum». Выставка фотографии Бориса Сысоева
Комментирование недоступно Почему?