«Лесные люди» Колина Тернбулла, краткое содержание читать ~3 мин.
В книге «Лесные люди» антрополог Колин М. Тернбулл описывает свой опыт дружеского общения и наблюдения с пигмеями (бамбути) из леса Итури. Он рассказывает о повседневной жизни пигмеев, проживающих в районе реки Эпулу, и об их взаимодействии друг с другом и с ним.
Место действия – Бельгийское Конго, которое Тернбулл описывает как расположенное в центре Африки. Тернбулл посетил Эпулу БаМбути в 1951 году. В этом рассказе, действие которого происходит в 1954 году, описывается его второе приключение с этой группой. Его пребывание здесь значительно дольше, и, живя с бамбути в их лесных лагерях, Тернбулл получает представление о том, чем их жизнь отличается от жизни негритянских жителей деревни, а также других групп бамбути в этом районе.
Повествование Тернбулла также направлено на развенчание прежних представлений о бамбути. В частности, Тернбулл оспаривает концепцию, согласно которой пигмеи зависят от жителей негритянских деревень. Предыдущие антропологи ошибочно утверждали, что пигмеи в значительной степени зависят от милостей своих негритянских «хозяев».
Отношения между пигмеями и сельскими жителями рассматривались как односторонние, всегда в пользу сельских жителей. Однако, поскольку Тернбулл живёт с пигмеями, он не понаслышке знает о реальных отношениях между пигмеями и сельскими жителями. Его длительное пребывание в деревне подчёркивает тот факт, что эти отношения не односторонние, а взаимовыгодные.
Живя день за днём с пигмеями, Тернбулл принимает участие в различных праздниках и церемониях, которые разделяют жители деревни и пигмеи. Нкумби – одно из таких событий. Нкумби – это церемония инициации, во время которой мальчики из деревни и пигмеев проходят обрезание и (теоретически) становятся мужчинами. Тернбулл также становится свидетелем праздника элима – церемонии посвящения девочек в совершеннолетие. Эти церемонии, наряду с другими событиями, объединяющими деревню и пигмеев, служат прекрасными примерами в повествовании о том, насколько различны эти две группы.
Нкумби заставляет мальчиков-пигмеев соблюдать обычаи жителей деревни. Тернбулл отмечает, что эта церемония является главным катализатором того, что чужаки считают пигмеев полностью зависимыми от жителей деревни. Хотя у пигмеев нет религиозной причины обрезать своих детей, Тернбулл объясняет практическую причину проведения этой церемонии – инициированные мальчики становятся взрослыми, а значит, получают доступ и статус в деревне. Таким образом, пигмеи постоянно имеют доступ в деревню.
Хитрость пигмеев вновь и вновь подчёркивается на протяжении всего повествования. Элима также демонстрирует их проницательность. Элима приводится в деревню, как и браки по негритянским обычаям, потому что пигмеи знают, что жители деревни, скорее всего, предоставят еду для таких событий. Пигмеи рассматривают эти неудобства как необходимые неудобства и терпят их до тех пор, пока не будут готовы вернуться в безопасный мир леса.
Возможно, самое главное, что пигмеи не придают никакого значения верованиям жителей деревни. Так же как жители деревни считают, что лес – это зло, а значит, и пигмеи – зло, пигмеи верят, что единственное зло существует за пределами леса и происходит по вине жителей деревни. Пигмеи никогда не позволят вернуть деревенские ритуалы и верования в безопасный лес.
Повествование Тернбулла также затрагивает вопросы устойчивости, религии, общинного правосудия и наказания. В каждой главе рассказывается о богатой и многовековой культуре пигмеев, которые считают лес своей матерью, отцом и Богом. Пигмеи верят, что когда происходят плохие события, лес спит, и поэтому они поют песни лесу, чтобы разбудить его, чтобы его благосклонность снова все исправила. Для пигмеев лес – это добро, и поскольку они – дети леса, они стремятся чтить его во всем, что делают. Повествование Тернбулла даёт богатое представление о том, как пигмеи воплощают в жизнь мир и благоговение.
Комментирование недоступно Почему?