«О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание читать ~2 мин.
Начатый в 413 году нашей эры, всего через несколько лет после разграбления Рима, «Град Божий» – это ответ Августина на языческие заблуждения о христианстве. После катастрофического и беспрецедентного нападения вандалов на Рим многие римские граждане обвиняли христиан, говоря, что языческие боги требовали жертв и поклонения, в которых христианское население им отказывало. В «Граде Божьем» Августин отвечает на эти обвинения, не только указывая на их несостоятельность, но и делая выпад против языческой религии и предоставляя контрастный рассказ об утешениях и правдивости христианства.
В книгах 1-10 Августин рассматривает языческую систему и находит её одновременно смехотворной и самоочевидно бесполезной. Опираясь на обширные исследования, он тщательно изучает дохристианскую историю Рима, которая была так же полна катастроф, трагедий, чумы, убийств и бедствий, как и послехристианский Рим, и удивляется, почему язычники не обвиняют своих собственных богов в небрежении.
Он также презирает языческий религиозный ритуал, в котором язычники умиротворяют богов театральными представлениями, которые Августин считает развратными и безнравственными. Римское религиозное лицемерие, по его словам, проявляется в том, что римляне считают участие в этих представлениях низменным занятием. Почему боги должны требовать зрелищ, которые, по мнению даже людей, являются чем-то постыдным?
В отличие от римского пантеона, который полон скандального поведения и не даёт никаких моральных наставлений, христианство представляет верующим не только чёткие этические границы, но и обещание лучшей жизни в будущем. Как объясняет Августин, истина христианства заключается в том, как оно влияет на надежды и поведение верующих. Христиане способны терпеливо пережить ужасные страдания, такие как разграбление Рима (во время которого многих пытали и насиловали), и даже позволить боли укрепить их.
Августин находит более близкий подход к истине у философов-платоников, которые рассматривают Бога как «Summum Bonum», высшее благо и высшую реальность. Хотя платоники ближе других подошли к истине, различая монотеистического Бога, они дрогнули перед последним шагом: воплощением Христа. Августин шаг за шагом рассматривает успехи и неудачи платонизма как философии, наконец, останавливаясь на этом центральном вопросе воплощения.
Платоники и христиане разделяют мнение о том, что тело и его мирские удовольствия не должны быть поставлены в центр философии или морали, но платоники испытывают отвращение к телу вообще. У христиан, с другой стороны, есть пример Христа: Синтезируя божественное и человеческое, смертное и бессмертное, Христос искупает то, что платоники могут только отвергнуть.
Центральная метафора Августина – это метафора Града Божьего, то есть небесного города. Город имеет двойственную природу. Он находится сейчас здесь, на земле, как сообщество христианских верующих, чей долг – отказаться от своей гордыни, подчиниться воле Бога и передать Божественное сострадание на землю. Но она есть и в будущей жизни. Ни один языческий бог, демон или дух не может привести вас туда, утверждает Августин: Единственная истина – это истина Христа.
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- День святого Августина Гиппонского
- День святого Августина Кентерберийского
- «Суровое испытание» Артура Миллера, краткое содержание
- «Пармская обитель» Стендаля, краткое содержание
- «Признания Ната Тёрнера» Уильяма Стайрона, краткое содержание
- «Правила виноделов» Джона Ирвинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?