«Поллианна» Элинор Портер, краткое содержание читать ~5 мин.
«Поллианна» (1913) – второй роман американской писательницы Элинор Портер (1868-1921). Книга была настолько успешной, что возглавила список бестселлеров для взрослых, и два года спустя Портер написала продолжение под названием «Поллианна взрослеет» (1915).
В годы после публикации «Поллианна» давала надежду в неспокойные годы Первой мировой войны и продолжала волновать национальное воображение на протяжении всего XX века. После смерти Портер было написано ещё одиннадцать «радостных книг» с участием героини, в частности, писателями-призраками Элизабет Бортон и Гарриет Ламмис Смит.
Книга была несколько раз переделана в фильм, так как разные поколения по-новому представляли себе солнечную героиню Портер. Среди них немой фильм с Мэри Пикфорд в главной роли (1920) и диснеевская экранизация (1960), которая принесла своей звезде Хейли Миллс премию «Оскар». Более поздние воплощения Поллианны включают японский аниме-сериал режиссёра Козо Кусубы (1986), который показывает, как привлекательность Поллианны перешагнула национальные границы.
Некоторые поклонники не довольствовались тем, что неизменный оптимизм Поллианны остался в вымышленной сфере, и создали клубы «Глад», чтобы практиковать её взгляды на жизнь. Один из таких клубов существовал в Денвере, штат Колорадо, ещё в 2008 году.
Поллианна повысила свой статус вымышленного персонажа и стала узнаваемым типом личности. В 1921 году термин «Поллианна» вошёл в словарь «Merriam Webster» со следующим определением: «человек, отличающийся неуёмным оптимизмом и склонностью во всем находить хорошее» («Поллианна»). Хотя героиня Портера уравновешивала взгляд на мир сквозь розовые очки практическими добрыми делами, которые улучшали жизнь других, со временем термин «Поллианна» приобрёл уничижительную коннотацию, поскольку стал означать непрактичного, пассивного персонажа, который игнорирует суровую правду в пользу реальности, которую он предпочитает.
После смерти отца-служителя 11-летняя сирота Поллианна Уиттиер покидает западный городок, в котором она выросла, и отправляется на восток в Белдингсвилл, штат Вермонт, чтобы жить с сестрой своей покойной матери, Полли Харрингтон. Мисс Полли 40 лет, она одинока и несчастна после того, как её старшая сестра сбежала от отца Поллианны и отдалилась от своего безымянного любовника. Мисс Полли без энтузиазма относится к удочерению Поллианны, но считает это своим моральным долгом.
Хотя Поллианна приезжает в Белдингсвилл в состоянии глубокой утраты, она стремится извлечь максимум пользы из своей новой жизни. Она с оптимизмом смотрит на такие неудобства, как то, что ей отвели маленькую убогую комнату на чердаке в большом доме, и решает познакомить всех окружающих с игрой в радость. Игра в радость – это наследие отца Поллианны, которое заключается в том, чтобы находить лучшее в любой ситуации.
Игра началась, когда отец Поллианны посоветовал ей быть благодарной за то, что вместо желаемой куклы она получила костыли из корзины для пожертвований миссионерской помощи, потому что костыли ей не нужны. Благодаря своему неизменно позитивному настрою Поллианна побеждает самых легендарных брюзг в Белдингсвилле, включая скупого старого мистера Пендлтона и болезненную жалобщицу миссис Сноу. Ей также удаётся постепенно улучшить нрав своей тёти Полли, хотя она не может играть с ней в игру «Радость», потому что тётя Полли отказывается слышать что-либо об отце Поллианны.
Среди добрых дел Поллианны – попытка найти дом для сироты Джимми Бина и вызов доктора Чилтона, когда мистер Пендлтон сломал ногу. Навещая мистера Пендлтона на больничной койке, она узнает о нём больше, и он говорит ей, что она – его единственный источник счастья. Некоторое время она подозревает, что он – бывший любовник её тёти Полли. Пендлтон даже просит Поллианну переехать к нему жить в качестве его приёмной дочери, признаваясь, что искал не Полли, а её мать, которая потом отвергла его в пользу мистера Уиттиера.
Поллианна чувствует, что не может жить с мистером Пендлтоном из-за своей верности тёте Полли. Поллианна также знакомится с доктором Чилтоном и обнаруживает, что он так же одинок, как и мистер Пендлтон. У него тоже есть женщина, по которой он тоскует. Она обнаруживает, что тётя Полли не выносит разговоров о докторе Чилтоне и что доктор Чилтон испытывает таинственное благоговение, когда видит тётю Полли, красиво смотрящую в окно.
Оптимизм Поллианны подвергается испытанию, когда её сбивает автомобиль. Когда после периода выздоровления Поллианна всё ещё не может двигать ногами, тётя Полли приглашает специалиста из Нью-Йорка. Она не разрешает доктору Чилтону приехать, хотя Поллианна просит её об этом. Поллианна подслушивает, как специалист говорит тёте Полли, что она больше никогда не сможет ходить. Весь город опустошён, и хотя Поллианна благодарна им за поддержку и внимание, она чувствует, что радостные дни остались позади.
Джимми Бин, которого усыновил мистер Пендлтон, подслушивает разговор последнего с доктором Чилтоном. Доктор Чилтон уговаривает мистера Пендлтона попытаться получить у мисс Полли разрешение навестить Поллианну, потому что его друг по колледжу помог таким пациентам, как она, снова ходить. Джимми Бин бежит к мисс Полли и уговаривает её разрешить доктору Чилтону навестить Поллианну.
Впустив доктора Чилтона в дом, мисс Полли, которая была его бывшей любовницей, даёт ему понять, что наконец-то выйдет за него замуж. Они воссоединяются, когда Поллианну отвозят в специализированный лазарет.
Там, после нескольких месяцев физиотерапии с врачами и медсёстрами, Поллианна снова учится ходить и пишет о своём счастье тёте и новому дяде.
Комментирование недоступно Почему?