«Сибилла» Флоры Реты Шрайбер, краткое содержание читать ~8 мин.
Книга «Сибилла», написанная Флорой Рета Шрайбер, повествует о выздоровлении псевдонимной Сибил Дорсетт (в реальной жизни Ширли Мейсон), женщины, страдающей расстройством множественной личности из-за тяжёлой детской травмы. Опубликованная в 1973 году, книга и последующий мини-сериал произвели немедленный фурор, продаваясь миллионными тиражами и привлекая внимание американцев к малоизвестному расстройству. История утверждает, что она не является вымыслом, но критики книги, такие как Дебби Нейтан в своей книге «Сибилла разоблачена» в 2011 году, поставили под сомнение её точность и даже правдивость Шрайбер, Сибиллы и её врача.
Когда книга открывается, Сибил Дорсетт внезапно переносится из залов Колумбийского университета, где она получает степень магистра, в тёмный, неузнаваемый городской квартал. В панике она бродит в пустоте, пытаясь понять, где она находится, как она туда попала, куда идти. Наконец, Сибил обнаруживает, что находится в Филадельфии. Используя ключ от номера, она находит его в своей сумочке и впускает себя в гостиничный номер, наполненный незнакомыми ей предметами. Она понимает, что «потеряла» пять дней с момента своего последнего воспоминания, когда она стояла у лифта в Колумбийском университете.
Этот эпизод ярко иллюстрирует безымянную, страшную и калечащую болезнь, от которой страдает Сибил, с её собственной точки зрения. Он повествует о решающем поворотном моменте в анализе Сибил, ход которого является темой книги.
Первая часть книги, озаглавленная «Быть», рассказывает о событиях на пути Сибил к здоровью до этого эпизода в Филадельфии, начиная с того, как Сибил впервые стала пациенткой доктора Уилбура, и заканчивая тем, как ей был поставлен диагноз «расстройство множественной личности».
Будучи 22-летней девушкой, учащейся в педагогическом колледже на Среднем Западе, Сибил страдает от такой «нервозности», что её просят уйти и не возвращаться, пока она не пройдёт курс лечения. Сибил преодолевает острые сомнения и сопротивление своих религиозных и зловеще властных родителей, Хэтти и Уилларда Дорсеттов, и обращается к доктору Уилбуру в январе 1946 года, когда Уилбур – молодой врач, ещё обучающийся в Омахе.
Сибил сразу понимает, что доктор Уилбур поможет ей, но однажды, когда Сибил заболела и попросила мать позвонить доктору Уилбуру от её имени, Хэтти имитирует вызов доктора и лишь проводит пальцем по кнопке. Когда Сибил снова выздоравливает, она с недоумением обнаруживает, что доктор Уилбур уехал, не попрощавшись с Сибил, прервав её лечение и оставив Сибил с недоуменным чувством предательства. Только несколько лет спустя, когда Хэтти умирает от рака, Хэтти рассказывает Сибил, что она вообще не звонила доктору.
Сибил ставит перед собой цель переехать в Нью-Йорк, где сейчас живёт доктор Уилбур, чтобы лечиться у неё, но когда она, наконец, получает возможность начать лечение спустя почти десять лет после встречи с доктором Уилбуром в Омахе, она всячески сопротивляется раскрытию своей болезни. Ей слишком трудно рассказать доктору Уилбуру о том, что она называет «пустым местом» в своей жизни. Однако Сибил не может предотвратить появление в кабинете доктора Уилбура двух других своих личностей, которые без её ведома берут под контроль её тело: Пегги Лу Болдуин, детская личность, эмоциональная, непостоянная и часто выражающая гнев; и Виктория Антуанетта Шарло, сдержанная, светская женщина, обладающая утончённостью и лёгкостью в общении с другими людьми, чего нет у замкнутой и легко запуганной Сибил, и о чем она жалеет.
Вики – самая всезнающая личность, интуитивно чувствующая потребности Сибил. Она становится со-аналитиком доктора Уилбура. В течение нескольких месяцев доктор Уилбур с трудом пытается сообщить Сибил её диагноз о множественной личности, потому что новость настолько травмирует, что другая личность берет на себя ответственность за удар, защищая Сибил от того, чтобы она не услышала это знание.
После того, как доктор Уилбур наконец поставила травмирующий диагноз, она решает, что важно подружиться со своей пациенткой и показать ей, что она восхищается ею как личностью и не думает о ней плохо. Другие личности Сибил, видя, что доктор заботится о ней, решают проявиться. На этом этапе анализа доктор Уилбур пытается понять, какие личности являются центральными и почему они возникли. Они с Сибил погружаются в её прошлое, чтобы попытаться выяснить источник её болезни.
Они обнаруживают несколько обостряющихся травм. Первая – смерть бабушки Сибил Дорсетт, которая умирает, когда Сибил 9 лет. У Сибил особые отношения с бабушкой, которая, как она однажды с удивлением понимает, действительно ей нравится. Травма от смерти бабушки Дорсетт вызывает у Сибил диссоциацию на два года, так что в одну минуту она обнаруживает себя третьеклассницей, стоящей у могилы бабушки, а в следующую с недоумением обнаруживает себя пятиклассницей, у которой нет друзей. Она переживает вторичный диссоциативный шок, когда её лучший и единственный друг, Дэнни, переезжает.
Вскоре доктор Уилбур обнаруживает травматические отношения с её родителями, которые являются главной причиной болезни Сибил. В детстве Сибил спала в комнате своих родителей до 9 лет, подвергая себя ночному испытанию – «первичной сцене», по фрейдистским представлениям, моменту, когда ребёнок травматически сталкивается с сексом своих родителей. Конфликт между дневным утверждением её родителей о том, что секс порочен и отвратителен, и их демонстративной ночной активностью, смущает, стыдит и проблематично возбуждает юную Сибил, порождая ряд личностей, все с различными реакциями и отношением к сексу её родителей.
Доктор Уилбур обнаруживает, что Хэтти, мать Сибил, находится в центре травмы Сибил. Анализ выявляет целый ряд психосексуальных пыток, которым Хэтти подвергает Сибил: от принуждения Сибил быть свидетелем непристойного, агрессивного, эксцентричного поведения Хэтти, например, ночных прогулок, во время которых она испражняется на газонах ненавистных соседей, до применения «медицинских» процедур в качестве наказания Сибил за непонятное и иллюзорное преступление «плохой» девочки, например, наполнение мочевого пузыря своей маленькой дочери клизмой и избиение её, если она ходит в туалет.
Доктор Уилбур делает вывод, что личности появляются, когда внешний мир не даёт Сибил возможности избежать жестокого обращения, которое доктор Уилбур характеризует как происходящее по принципу «захват – контроль – заключение – пытка». Хотя Хэтти находится в центре травмы Сибил, доктор Уилбур настаивает на том, чтобы Сибил также признала и приняла вину своего отца, Уилларда, который был вопиюще пассивен и сознательно игнорировал некомпетентность своей жены как матери.
Шрайбер возвращается к эпизоду в Филадельфии после пересказа этих открытий, что является поворотным моментом в анализе Сибил. Ужас эпизода в Филадельфии окончательно выводит Сибил из состояния сопротивления признанию своих других личностей, хотя технически она знает о них. Она больше не может продолжать думать о своей болезни как о феномене «потери времени», которому она решила не позволять повториться. Отказавшись от своей системы обвинения себя в собственной болезни, Сибил соглашается слушать голоса своих других личностей на плёнке.
Это открывает новые сложные отношения с её личностями, сложности, которые тормозят анализ и мешают Сибил по-настоящему принять их. Доктор Уилбур решает, что принятие – это путь к выздоровлению: если раньше казалось, что личности могут быть угрожающими остатками прошлых травм, от которых нужно избавиться, то совет Вики помогает ей определить, что личности представляют собой важные части первоначальной личности Сибил, изгнанные из-за необходимости защитить себя от травмы.
Сибил – «истощённая» личность, и она может стать целостной только тогда, когда примет эти личности как свои собственные и интегрирует их. Однако анализ должен стать хуже, прежде чем станет лучше. Хотя в этот период Сибил способна осознать, что у неё есть общие качества с её личностями, что они не являются кошмаром Джекила и Хайда, выходящим на свет и совершающим убийства от её имени, новые отношения с её другими «я» подавляют её. Ее возмущает их чувство, что они владеют её телом. Она завидует тому, что они поддерживают отношения с теми немногими близкими, перед которыми она сделала себя уязвимой. Сибил чувствует, что анализ возвращает её назад, в детство, в то время как жизнь проходит мимо неё. Она предпринимает попытку самоубийства.
Сибил наконец-то удаётся добиться значительного прогресса на пути к выздоровлению, когда с помощью более агрессивной терапии доктора Уилбура с использованием пентотала, барбитурата натрия и гипноза она может говорить вслух и признать свою ненависть к матери, а затем, после его смерти, к отцу. Медленно, после «старения» всех личностей до возраста самой Сибил, они начинают интегрироваться с бодрствующей Сибил.
Сибил способна чувствовать, когда «она» испытывает чувства, которые отождествляются с другими личностями, и создавать возможности для их реализации или освобождения, так что у личностей отпадает необходимость брать на себя и проявлять эти чувства гнева или желания по отношению к ней. Сибил достигает окончательного благополучия после того, как она способна влюбиться, заявить о своей женственности, которой её лишила травма, и в то же время не быть опустошённой и не впасть в диссоциацию из-за потери этой любви. Наконец, Сибил может переехать в Филадельфию, начать карьеру и жить в доме самостоятельно, как взрослый человек, интегрированный в общество.
- «Девушка из искусственного шёлка» Ирмгард Кеун, краткое содержание
- «Афёра» Гордона Кормана, краткое содержание
- «Искусство вымысла» Джона Гарднера, краткое содержание
- «Скажи мне три вещи» Джули Буксбаум, краткое содержание
- «Мастер ивентов» Прии Паркер, краткое содержание
- Выставка Татьяны Башлаковой «Диссоциация»
Комментирование недоступно Почему?