«Вечный человек» Гилберта Честертона, краткое содержание читать ~4 мин.
«Вечный человек» – это философское историческое произведение, написанное Гилбертом Честертоном в 1925 году. В «Вечном человеке» Честертон стремится продемонстрировать провиденциальный порядок истории и уникальность человеческих существ в целом и личности Иисуса Христа в частности. С момента публикации книга пользовалась широким влиянием, даже способствовала интеллектуальному обращению К. С. Льюиса, который назвал её лучшей популярной апологетикой из всех известных ему.
Будучи произведением христианской апологетики, книга отчасти является ответом на «Набросок истории» Уэллса, в котором утверждается, что люди – это просто более совершенные животные, и что Иисус Христос был одним из самых замечательных из этих животных. Однако Честертон старается показать, что это не так – для Честертона люди отличаются не по степени, а по виду. Он видит в Иисусе Христе не просто человека, а воплощённую божественность, настоящую космическую аномалию.
Прослеживая исторические записи, оставленные различными человеческими цивилизациями, Честертон показывает, что люди были цивилизованными с самого начала. В противоположность утверждениям Уэллса и большинства современных интерпретаторов истории, Честертон утверждает, что с такой же вероятностью можно предположить, что человеческие существа деградировали, становясь все более развращёнными, а не развивались и становились все более разумными и просвещёнными. Таким образом, не имеет смысла ни считать человечество просто другим видом, ни приводить подобный аргумент в отношении Иисуса Христа.
Честертон ставит перед собой задачу «помочь читателю увидеть христианство со стороны, то есть увидеть его как единое целое на фоне других исторических вещей; точно так же я хочу, чтобы он увидел человечество как единое целое на фоне естественных вещей». С этой целью книга состоит из двух основных разделов: “очерк основных приключений человеческого рода, пока он оставался языческим”, и “краткое изложение реальных изменений, которые произошли, когда он стал христианским”.
Художественные произведения, сохранившиеся на древних каменных стенах, свидетельствуют о том, что человек – единственный в животном мире, кто занимается искусством. Мы можем строить догадки о первобытных людях и цивилизациях, но нет ни одной записи о человеческих существах на какой-либо стадии существования, когда они не были цивилизованными. Таким образом, история говорит нам о том, что люди всегда были более или менее одинаковыми, указывая на статичность человеческой природы, которая присутствует в каждом из когда-либо живших людей.
Хотя понятие и практика религии практически универсальны, нет параллели с утверждениями христианства. Другими словами, хотя уже давно существуют организованные религии, различные верования в богов, жертвоприношения и моральные кодексы, претензии христианства уникальны. Этот уникальный характер христианства делает область сравнительной религии в конечном итоге мало-мальски ценной. Хотя человечество всегда чувствовало зов трансцендентного, монотеизм – в частности, христианский монотеизм – является новым и исторически эпохальным.
Создание мифологии было поиском истины о природе и человеке, что делает её похожей на философию. Однако только с возникновением христианской церкви и доктрины сферы религии и философии были окончательно объединены. В конце концов, язычество, в котором процветала эта мифология, переросло свою полезность в упадочной эпохе, которая отучила себя от удивления и правдивости, и именно в этом мире родился Иисус из Назарета.
С появлением Христа вся мифология стала устаревшей, ибо истина, к которой она стремилась, теперь появилась. Католическое вероучение сделало создание мифов неактуальным, поскольку оно вобрало в себя все истинное и добавило к нему остальную открытую истину, которую не могло породить самостоятельно. Главным в этом поиске истины было учение Иисуса, которое сегодня шокирует не меньше, чем тогда. Иисус из Евангелий не был кротким моралистом, но радикальным и сложным пучком парадоксов, установившим идеал, которому трудно соответствовать в любую эпоху.
Жизнь Христа стала концом истории в её прежнем виде. Христианская истина была ключом, который «отпирал темницу мира», принимая всех, кто приходил с открытым умом и честным сердцем. Христианство утверждало доброту человечества в мире, оспаривая идеологии, которые считали творение мерзким и злым, не имеющим высшей ценности. Это означало, что разум может быть объединён с верой – новая концепция для мира, который рассматривал их как две разные сферы.
Появление Христа принесло в космос новую теплоту, поскольку далёкий и трансцендентный Бог ворвался в хронологию истории, чтобы принять крест среди рядовых мужчин и женщин во всем мире. Эта истина, слишком радикальная для некоторых, чтобы в неё поверить, стала краеугольным камнем христианского учения о том, что в мире наконец-то есть чему радоваться, наконец-то есть то, что вселяет надежду в человеческое сердце.
- «Герцог и я» Джулии Куинн, краткое содержание
- «Американизированная» Сары Саеди, краткое содержание
- «Съедобная женщина» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фукуямы, краткое содержание
- «Дуэль» Антона Чехова, краткое содержание
- Названы имена лауреатов литературной премии им. Норы Галь
Комментирование недоступно Почему?