«Всплытие» Маргарет Этвуд, краткое содержание читать ~4 мин.
«Surfacing» (1972), второй роман Маргарет Этвуд, стал первым, принёсшим ей широкое международное признание. Роман рассказывает о безымянной главной героине, иллюстраторе сказок, чьи поиски пропавшего отца заставляют её сделать несколько важных, но тревожных открытий о себе.
Действие романа происходит в Канаде, в городе, граничащем с Квебеком; напряжённые отношения между квебекцами и другими канадцами, а также между канадцами и американцами – один из постоянных мотивов романа. Получив известие о таинственном исчезновении отца, рассказчица вместе со своим парнем Джо и друзьями Анной и Дэвидом, которые женаты, отправляется на север, в дом своего детства. Ее друзья, работающие над фильмом под названием «Случайные образцы», планируют использовать поездку для сбора материала. Вернувшись в родной город, рассказчица разыскивает старого друга своего отца, Пола, в надежде найти ответы.
Однако Пол не может дать ей никакой полезной информации об исчезновении её отца. Тогда рассказчица и её друзья нанимают человека из города, чтобы он отвёз их к хижине её отца, расположенной на острове посреди большого близлежащего озера. Прибыв на остров, они распаковывают вещи и разбивают лагерь в заброшенной хижине.
После первых поисков в окрестностях становится ясно, что их поиски ни к чему не приведут. Рассказчица находит среди вещей отца пачку бумаг, на которых нацарапаны странные, очевидно, случайные слова. Кажущаяся бессвязность бумаг заставляет рассказчика беспокоиться о психическом состоянии отца.
Время, проведённое рассказчиком на острове, прерывается несколькими яркими воспоминаниями, через которые читатель знакомится с её прошлым. Сцены связаны с её семьёй, предыдущим браком и ребёнком. Она беспокоится о своих отношениях с Джо, не будучи уверенной, что действительно любит его. На самом деле она беспокоится о своём растущем эмоциональном оцепенении к жизни в целом. Когда Эванс, человек из города, доставивший рассказчицу и её компанию на остров, возвращается, чтобы забрать их, Дэвид решает остаться подольше.
Рассказчице это неприятно, потому что она боится, что её отец, теперь уже сумасшедший, находится где-то поблизости. Однако она не высказывает своих опасений. Воспоминания о свадьбе и рождении ребёнка расстраивают рассказчицу, в них что-то «не так». Рассказчик также замечает, что брак Дэвида и Анны, при ближайшем рассмотрении, на самом деле очень плох. Дэвид изменяет Анне и эмоционально оскорбляет её.
На фоне растущей напряжённости, когда однажды Джо неожиданно делает предложение рассказчице, она отказывает ему. В конце концов, рассказчица понимает, что странные рисунки её отца относятся к древним наскальным рисункам, которые он изучал. Она решает отыскать эти рисунки, надеясь, что найдёт там полезную информацию. Картины найти нелегко, но, наконец, рассказчица думает, что поняла, где она может найти одну из них.
Из-за изменения уровня грунтовых вод с момента написания картины, эта, по её предположению, находится под водой. Выяснив предполагаемое местонахождение картины, рассказчица ныряет под воду, чтобы найти её. Вместо картины она обнаруживает то, что, по её мнению, является мёртвым ребёнком. Это случайно открывает одно из её собственных подавленных воспоминаний, которое заставляет её совершенно по-новому понять своё прошлое с бывшим мужем и ребёнком.
Травмированная этим воспоминанием, рассказчица начинает терять рассудок. Дэвид пытается соблазнить рассказчицу из мести за то, что Анна изменила ему с Джо, но она отказывает ему. Вскоре на остров прибывает полиция с новостями. Отца рассказчика нашли местные рыбаки – он мёртв. Рассказчица продолжает эмоционально падать, у неё появляются галлюцинации и психоз. Она уничтожает фильм Дэвида и прячется от своих друзей, которые вынуждены покинуть остров без неё.
После их отъезда она разрушает хижину, уничтожив большую часть её содержимого. В течение нескольких дней она живёт жизнью дикого зверя: питается дикими растениями, спит на улице. Она начинает верить, что сможет вызвать из мёртвых своих родителей, но только если будет следовать очень определённым правилам.
Чудесным образом со временем рассказчица, хотя и медленно, выходит из своего психотического состояния; и по мере того, как это происходит, кажется, что её различные бывшие травмы начали исцеляться. Однажды она мельком взглянула на себя в зеркало, и этот взгляд произвёл на неё сильное впечатление – она все ещё остаётся собой, все ещё женщиной.
Джо возвращается на остров, чтобы разыскать её, и она, спрятавшись в лесу, наблюдает за ним. Наблюдая за ним, она вдруг понимает, что доверяет ему и даже любит его. Роман «Всплытие» уникален тем, что его главным героем является безымянная женщина. Отказываясь назвать её имя, Этвуд придаёт своему протагонисту некую атмосферу всеобщности, как будто реакции и эмоции протагониста должны рассматриваться как универсальные или, по крайней мере, общезначимые – такую позицию в литературе редко занимают женские персонажи.
- Выставка «Погружение к всплытию»
- «Слепой убийца» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Съедобная женщина» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Каменный матрас» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Псевдоним Грейс» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Фантазии об изнасиловании» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Орикс и Крейк» Маргарет Этвуд, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?