«Хвастливый солдат» Плавта, краткое содержание читать ~2 мин.
О жизни Плавта и постановках его произведений известно очень мало. Единственные дошедшие до нас древнеримские комедии – это произведения, написанные Плавтом и Теренцием, драматургом, который также был рабом. В то время, когда писал Плавт, в Риме не было постоянных театров (первый был возведён только в 55 году до н.э. при Помпее), поэтому представления проходили во временных помещениях на фестивалях.
Как и другие римские драматурги, Плавт адаптировал свои произведения из греческих пьес, большинство из которых уже не существует. Но Плавт не просто переводил оригиналы, он адаптировал их и добавлял свои собственные комические нотки. Его ловкое использование комического языка, каламбуров и острот сочетается с его склонностью высмеивать консервативное римское общество и условности.
Например, название пьесы «Miles Gloriosus», или «Хвастливый солдат», предполагает, что солдат будет героем пьесы в соответствии с традициями древнегреческого и римского театра – вспомните «Орестею» Эсхила (трагическую греческую трилогию, в которой героем является Орест), «Лисистрата» Аристофана (греческая комедия, в которой Лисистрата – главная героиня), или комедия Плавта «Менахмы» (в которой братья Менахмы побеждают). И в сознании Пиргополиниса он – герой пьесы. Однако «Хвастливый солдат» создаёт ситуацию, в которой «герой», солдат Пиргополинис, становится невыносимым и должен быть свергнут поддерживающими его персонажами. Его раб, Палаэстрио, предпринимает действия против солдата и становится настоящим героем пьесы.
Выдвигая раба в качестве главного героя, Плавт расстраивает и высмеивает всю социальную иерархию. Когда Палаэстрион, раб доброго хозяина в Эфесе, узнает, что солдат Пиргополинис похитил возлюбленную его хозяина, Палаэстрион рискует жизнью, чтобы спасти её. Этим он показывает, что он более благороден, чем титулованный солдат. Когда Палаэстрио затевает сложную интригу, которая требует от его социальных ставленников выполнения его приказа и приводит к освобождению и девушки, и его самого, Палаэстрио демонстрирует, что он умнее даже своего доброго хозяина. Положив свою жизнь на кон за своего хозяина, не зная, что он будет освобождён, Палаэстрио показывает, что он ещё более праведный и самоотверженный, чем Периплектомен, старший сосед, который предлагает свой дом и средства, чтобы помочь влюблённым воссоединиться.
В «Хвастливом солдате» женщины и рабыни Плавта более своенравны, чем мужчины, управляющие их жизнью. Даже благородные мужчины часто смешны, как, например, долговязый Периплектомен, который часто не знает, когда нужно перестать разглагольствовать и позволить действию продолжаться. Точно так же и Плеусикл, который и вполовину не так умён, как его возлюбленная Филокомасия, которая притворяется своим двойником, в то время как Плеусикл изо всех сил пытается запомнить простые инструкции и сыграть одного простого персонажа.
Хотя среди зрителей римских театров, безусловно, было много военных, пьеса Плавта, высмеивающая это учреждение, пользовалась бешеной популярностью. Хотя римское общество было жёстко консервативным и моралистичным, зрители с энтузиазмом восприняли ниспровержение этих ценностей Плавтом.
- «Два Менехма» Плавта, краткое содержание
- «Псевдол» Плавта, краткое содержание
- «Книга Рут» Джейн Гамильтон, краткое содержание
- «Костяные люди» Кери Халме, краткое содержание
- «Книга придворного» Бальдассаре Кастильоне, краткое содержание
- «Мальчик, который осмелился» Сьюзен Кэмпбелл Бартолетти, краткое содержание
- «Дети Бокскара» Гертруды Уорнер, краткое содержание
- «Кормилица семьи» Деборы Эллис, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?