«Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание читать ~4 мин.
«Замок Отранто» (The Castle of Otranto) — роман английского писателя Хораса Уолпола (Horace Walpole, 1717–1797), впервые опубликованный в 1764 году. Это произведение считается первым готическим романом в истории литературы и родоначальником жанра. Книга оказала значительное влияние на таких известных авторов XIX века, как Клара Рив, Мэри Шелли, Брэм Стокер, Эдгар Аллан По и Роберт Луис Стивенсон.
Уолпол заложил в романе основы готической литературы, введя ключевые элементы, ставшие каноническими для жанра. Среди них — древний замок с потайными ходами и гнетущей атмосферой, тиран-злодей, преследуемая невинная героиня, сверхъестественные явления и древнее пророчество, определяющее судьбу героев. Эти мотивы впоследствии стали неотъемлемой частью готической традиции.

Роман, состоящий из пяти глав, повествует о таинственных и сверхъестественных событиях в заглавном замке. Его владелец, движимый страхом, прибегает к злодейским мерам, чтобы сохранить свою власть. Уолпол использует готические элементы, такие как загадочные смерти и скрытые тайны, для построения сюжета. В книге также затрагиваются темы, отражающие тревоги XVIII века: важность родословной, власть патриархата и подчинённое положение женщин.
«Замок Отранто» вышел в период, когда в обществе велись споры о роли художественной литературы: должна ли она отражать реальность или давать волю воображению? Изначально Уолпол издал роман анонимно, представив его как перевод средневекового итальянского манускрипта. Лишь во втором издании он признал своё авторство и назвал произведение «готической историей» (a Gothic Story), тем самым дав название новому литературному жанру. После этого признания некоторые критики отвергли текст, назвав его нереалистичным и абсурдным.
Судьба замка связана с древним пророчеством: “замок и владения Отранто перейдут от нынешнего рода, когда истинный владелец станет слишком велик, чтобы обитать в нём”. Страх перед исполнением этого пророчества побуждает жестокого князя Манфреда любой ценой удержать замок в своих руках.
Планы Манфреда рушатся, когда его единственный сын Конрад погибает в день своей свадьбы, раздавленный гигантским шлемом, упавшим с неба. Это событие усиливает его страх перед проклятием. Крестьянин по имени Теодор замечает, что шлем идентичен шлему на статуе Альфонсо Доброго, бывшего правителя Отранто. Манфред обвиняет юношу в колдовстве и приговаривает его к смерти. Затем он объявляет о намерении развестись с женой Ипполитой и самому жениться на невесте сына, прекрасной Изабелле. Изабелла спасается бегством и с помощью того же крестьянина находит тайный ход, ведущий в церковь Святого Николая.
Дочь Манфреда, Матильда, узнав о намерениях отца, опасается, что её также выдадут замуж против воли. Она влюблена в образ Альфонсо Доброго и мечтает уйти в монастырь. Манфред требует от священника, отца Жерома, вернуть Изабеллу, но тот отказывает. Выясняется, что Теодор — давно потерянный сын Жерома, и казнь отменяется.
В этот момент прибывают рыцари во главе с Фредериком, маркизом Виченцы и отцом Изабеллы, который считался погибшим в крестовом походе. Он требует вернуть ему дочь. Манфред, пытаясь разрядить обстановку, предлагает Фредерику сделку: он женится на Изабелле, а Фредерик — на Матильде. Тем временем Матильда освобождает Теодора из темницы, и между ними возникает симпатия. Она просит его защитить Изабеллу.
Теодор находит Изабеллу в лесу и вступает в бой с рыцарями Фредерика, не зная, кто они. В схватке он ранит самого Фредерика. Все возвращаются в замок, где Фредерик рассказывает, что видение побудило его вернуться из Святой земли, чтобы спасти дочь. Теодор же делится историей о том, как в детстве его похитили пираты.
Несмотря на сделку, Фредерика начинают мучить сомнения. Ночью в замке появляется призрак в виде скелета, который укоряет маркиза за то, что тот променял счастье дочери на собственные желания. В то же время Манфред, подозревая, что Теодор тайно встречается с Изабеллой в церкви, подкрадывается к ним в темноте.
Увидев Теодора с женщиной в белом, Манфред в ярости наносит ей удар кинжалом, полагая, что это Изабелла. Однако его жертвой оказывается собственная дочь Матильда. В отчаянии князь пытается покончить с собой, но его останавливают. В этот момент стены замка рушатся, и появляется гигантская фигура Альфонсо Доброго.
Призрак провозглашает Теодора истинным наследником Отранто. Отец Жером раскрывает тайну: мать Теодора была дочерью Альфонсо. Потрясённый Манфред отказывается от власти и вместе с женой Ипполитой уходит в монастырь. Теодор становится новым правителем Отранто и женится на Изабелле, которая всё это время любила его.
- «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, краткое содержание
- «Мальчик на вершине горы» Джона Бойна, краткое содержание
- «Тело в лесу» Эйприл Генри, краткое содержание
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Мальчики в лодке» Дэниела Джеймса Брауна, краткое содержание
- «Манфред» Джорджа Гордона Байрона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?