«Заводной апельсин» Энтони Берджесса, краткое содержание читать ~4 мин.
Роман Энтони Бёрджесса (Anthony Burgess) «Заводной апельсин» состоит из трёх частей. Первая часть начинается с представления читателю главного героя, Алекса. Он называет своих друзей — Дима, Пита и Джорджи — «собаками». Эта подростковая шайка употребляет молоко с добавлением наркотических веществ и совершает нападение на пожилого человека, после чего уничтожает книги, которые тот носит с собой из библиотеки.
Далее они отправляются на склад, где сталкиваются с конкурентами — бандой под руководством Биллибоя, совершающей насилие над молодой девушкой. Банда Алекса побеждает противников, пока не появляются полицейские, или, как их называют герои, «миллиценты». После бегства со склада друзья находят дом с надписью «Home» на воротах. Они надевают маски, проникают в дом, избивают мужчину и совершают групповое изнасилование его жены.

Среди найденных в доме вещей был незаконченный роман владельца — Ф. Александера. Его рукопись озаглавлена «Заводной апельсин». Алекс не придаёт этому никакого значения. Книга Александера содержит критику властей за ограничение гражданских свобод и продвижение идеи всеобщего благосостояния. Банда уничтожает рукопись.
В биографии Бёрджесса драматический эпизод с женой связан с её реальным изнасилованием военными в Лондоне — этот факт отразился в описываемой сцене романа. После очередной ссоры с друзьями Алекс уходит домой к родителям, где предаётся размышлениям и засыпает, довольный собой. На следующий день Алекса посещает его социальный куратор — П.Р. Дельтоид — и настойчиво предупреждает о серьёзных последствиях, если тот не изменит поведения. Он указывает, что полиция уже взяла его на заметку.
Вскоре Алекс отправляется в магазин грампластинок, где знакомится с двумя молодыми девочками лет десяти. Он приглашает их к себе, угощает напитками с наркотическими добавками, а затем насилует. Позже, в «Молочном баре», друзья убеждают Алекса организовать новое ограбление — более масштабное. Они выбирают особняк, где их встречает пожилая женщина. Алекс жестоко избивает её статуэткой, после чего она теряет сознание. Когда подъезжает полиция, Дим предательски наносит Алексу удар цепью, и банда бросает его. Алекса арестовывают.
В тюрьме Алекс сталкивается с Дельтоидом, который унижает его — плюёт ему в лицо. Молодой человек узнаёт, что после нападения пожилая женщина умерла. Это вызывает у Алекса сложные переживания: он размышляет о собственных преступлениях, совершённых к пятнадцати годам.
Вторая часть романа посвящена жизни Алекса в тюрьме штата («стая»). Он оказывается втянутым в конфликт: в ответ на непристойное предложение со стороны другого заключённого убивает последнего, хотя в остальном проявляет примерное поведение. Алексу предлагают пройти экспериментальное лечение по методу Людовико. Если он согласится, его освободят досрочно, и не станут возвращать в тюрьму. Алекс принимает условия. Методика Людовико основана не на работах Б.Ф. Скиннера, а была вымышлена автором как аллюзия на идеи бихевиоризма и условного рефлекса, исследованного И.П. Павловым.
В ходе лечения Алекса подвергают процедурам, вызывающим у него физическую боль и тошноту при виде любой агрессии или даже при прослушивании любимой музыки. Его свобода воли оказывается подавлена — теперь его поведение можно контролировать извне. Такой подход к перевоспитанию критикуется в романе: жертва насилия становится неспособной выбирать между добром и злом.
В третьей части Алекс сам становится жертвой: после возвращения из больницы его выгоняют из пансиона, избивают на улице пожилые люди, затем бывшие друзья Биллибой и Дим, ставшие полицейскими, вывозят его за город, избивают и бросают умирать. Алекс добирается до дома с надписью «Дом», попадает к Ф. Александеру, который мечтает использовать бывшего преступника для политической борьбы против властей. Когда Александр узнаёт настоящую личность гостя, он и его соратники запирают Алекса и принуждают слушать классическую музыку, которая в рамках лечения по методу Людовико связывается с болью.
Алекс оказывается на грани безумия и пытается покончить с собой, выбросившись из окна. Он выживает и оказывается в больнице, где последствия лечения Людовико исчезают, и его склонность к насилию снова проявляется. В больнице его посещает министр внутренних дел, сообщая, что Александр и его группы арестованы, а самому Алексу предлагается престижная работа при условии поддержки правительства.
В финальных главах Алекс оказывается в «Молочном баре» с новой компанией. Хотя ему только восемнадцать лет, он чувствует усталость от жизни и ограничивает своё участие в агрессии, лишь отдавая распоряжения. Встреча с Питом, бывшим другом, который женился и ведёт спокойную жизнь, заставляет Алекса задуматься о будущем. Алекс начинает думать о семье, признаёт звериный характер своей юности, но понимает, что время перемен наступает для каждого.
Роман был написан Энтони Бёрджессом в 1962 году. В 1971 году произведение экранизировал режиссёр Стэнли Кубрик — фильм оказал большое влияние на восприятие оригинального текста. В 1987 году роман ставился на театральных сценах. Французское выражение «Заводной апельсин» (Orange mécanique) также стало названием метро в Глазго и использовалось при описании голландской футбольной сборной 1970-х годов. Сатирические аллюзии на роман встречаются в эпизодах мультсериала «Симпсоны» Мэтта Гроунинга.
- «Сказка инквизитора» Адама Гидвица, краткое содержание
- «Интуиционист» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Трое в тюрьме» Гордона Кормана, краткое содержание
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- «Мальтийский еврей» Кристофера Марлоу, краткое содержание
- В Лондоне впервые прозвучала музыка, автор которой — казнённая 500 лет назад королева Анна Болейн
Комментирование недоступно Почему?