«Зов Ктулху» Говарда Филлипса Лавкрафта, краткое содержание читать ~6 мин.
Готический рассказ ужасов «Зов Ктулху» американского писателя Говарда Лавкрафта стал культовым благодаря изображению чудовища Ктулху, одного из так называемых Элдрич-богов (или Элдрич-отродьев) Лавкрафта, которые вошли в массовую культуру как категория гротескных, потусторонних существ. В частности, Ктулху стал неотъемлемой частью фэнтези, научной фантастики и рассказов ужасов.
Говард Филлипс Лавкрафт, родившийся в Род-Айленде в 1890 году, не был широко известен в своё время. Он публиковал свои рассказы в массовых журналах и считался скорее любителем, чем профессиональным писателем. Только после его смерти в 1937 году критики вновь обратились к его творчеству и сочли его важным для развития ужасов и научной фантастики XX века. Лавкрафт написал несколько рассказов, в которых он развил то, что стало известно как мифос Ктулху, самым известным из которых является «Зов Ктулху».
Рассказ «Зов Ктулху» состоит из трёх частей. Действие рассказа происходит в Бостоне, штат Массачусетс, в 1928 году, и написано от первого лица в прошедшем времени. Повествование представлено как эссе, найденное среди бумаг покойного Фрэнсиса Уэйланда Терстона. Терстон открывает свой рассказ, намекая на то, что он намерен описать: “единственный проблеск запретных эонов, который леденит меня, когда я думаю о нём, и сводит с ума, когда я мечтаю о нём”.
Первый акт называется «Ужас в глине». Терстон представляет себя археологом, которого вызвали, чтобы разобраться с имуществом его двоюродного деда Джорджа Энджелла, который был профессором Брауновского университета, специализировавшимся на древних языках и надписях. Среди своих бумаг Терстон находит коробку, в которой лежит керамическая табличка со странными изображениями и надписями. Когда Терстон понимает, что табличка была создана недавно, он предполагает, что кто-то пытался обмануть его дядю, заставив поверить, что это подлинный артефакт, и решает выяснить, кто её создал.
Он замечает изображение необычного монстра, похожего на нечто среднее между осьминогом, драконом и человеком. Терстон обнаруживает, что табличка была создана молодым художником по имени Генри Энтони Уилкокс, который видел изображение и письмена во сне. Терстон замечает, что в файлах Энджелла, связанных с табличкой, содержатся записи по мифологии, теософии и тайным обществам.
Терстон узнает, что Уилкокс обращался к своему великому дяде за помощью в толковании своих снов. После землетрясения 28 февраля 1925 года Уилкоксу начал сниться «циклопический» город с колоннами, покрытыми иероглифами и зелёной жижей. Он слышал звуки «Cthulhu fhtagn» и «R’lyeh», которые вызывали у него чувство ужаса. Энджелл пришёл в восторг от описаний Уилкокса и стал ежедневно советоваться с ним. 23 марта 1925 года Уилкокс стал лихорадить и бредить, повторяя слова о бесформенном чудовище и городе из своих снов. 2 апреля Уилкокс оправился от болезни и ничего не помнил о предыдущей неделе. Его сны вернулись к норме, и Энджелл прекратил их связь.
Документы Энджелла показывают, что в течение той недели он записывал сны других людей, и многие художники и поэты описывали видения, подобные видениям Уилкокса. Один человек, архитектор, видел такие тревожные сны, что сошёл с ума и умер. Терстон находит газетные вырезки со всего мира, в которых описывается повышенная активность культов и странные явления в тот же период.
Второй акт называется «Повесть об инспекторе Леграссе». Среди бумаг своего дяди Терстон читает об инциденте 1908 года, когда инспектор полиции по фамилии Леграсс принёс статуэтку на ежегодную конференцию Американского археологического общества с просьбой предоставить информацию о её происхождении. Леграсс обнаружил резную статуэтку во время полицейского рейда на культовый ритуал в болотах Луизианы. Леграсс хочет узнать происхождение статуэтки, надеясь, что она приведёт его к штаб-квартире культа.
Статуэтка, сделанная из зелёного и чёрного камня, ставит археологов в тупик. На ней та же голова со щупальцами, чешуйчатое крылатое тело и когти, что и на скрижали Уилкокса, но никто из учёных не может определить её происхождение. Статуя явно древняя, но они не могут связать изображения с какой-либо известной культурой. Наконец, профессор Принстонского университета связывает статую с культом эскимосов в Гренландии, которые поклонялись Торнасуку, демоническому божеству.
Один из заключённых Леграсса, Олд Кастро, перевёл ритуальное песнопение их культа как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху ждёт, мечтая». Уэбб теперь считает, что песнопение связано с культом в Гренландии. Цель культа, по словам Кастро, заключалась в том, чтобы дождаться, когда звезды сойдутся, чтобы Ктулху, один из Древних, вышел из своей подводной могилы и стал править землёй. Затем Древние ввергнут человечество в оргиастический хаос, что, по мнению культа, является истинным освобождением.
Несмотря на сходство между статуей и табличкой, Терстон подозревает, что Уилкокс – шарлатан, и решает навестить его в Провиденсе, Род-Айленд, чтобы проверить его рассказ. Во время беседы Уилкокс убеждает его в своей искренности. Терстон начинает верить, что смерть его дяди не была случайностью.
Третий акт называется «Безумие с моря». Терстон находит газетную статью о человеке по имени Густаф Йохансен, которого нашли одного на корабле, брошенном командой недалеко от Новой Зеландии. Йохансен был в бреду и держал в руках статуэтку, похожую на ту, которую нашёл Леграсс. Он объяснил, что его корабль был сбит с курса ужасным штормом. Йохансен и его товарищи по экипажу высадились на небольшом неизведанном острове, где большинство членов экипажа погибли при загадочных обстоятельствах.
Даты шторма интригуют Терстона, поскольку они совпадают с землетрясением в Новой Англии и последующей болезнью Уилкокса. Он решает отправиться в Новую Зеландию, чтобы навестить Йохансена и узнать больше о его опыте. Он узнает, что Йохансен вместе с женой переехал в Норвегию, и следует за ними. В Норвегии Терстон узнает, что Йохансен умер, оставив после себя рукопись, написанную на английском языке.
После того как вдова Йохансена отдаёт Терстону рукопись, он узнает весь ужас того, что пережил Йохансен. В ней описывается город из покрытого слизью камня, в котором геометрия неевклидова. Команда случайно выпускает Ктулху из его подземного хранилища, и он убивает и съедает большинство из них. Йохансен и его товарищ Брайден – единственные, кому удаётся спастись, но Брайден сходит с ума и умирает, оставляя Йохансена единственным выжившим.
Прочитав рассказ Йохансена, Терстон приходит в ужас. Он подумывает опубликовать свои выводы о культе Ктулху в археологических журналах, но решает, что лучше сохранить все в тайне, поскольку островной город, с которым столкнулся Йохансен, так и не был найден исследователями. Тем не менее, хотя Энджелл и Йохансен, по-видимому, умерли от естественных причин, Терстон убеждён, что их убил Культ Ктулху, и считает, что следующей жертвой станет он. Он собирает бумаги и пишет рассказ об истории Ктулху, надеясь, что у того, кто найдёт рукопись после его смерти, хватит благоразумия сохранить её в тайне.
- «Цвет из иных миров» Лавкрафта, краткое содержание
- «У гор безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта, краткое содержание
- «Дневники рака» Одре Лорд, краткое содержание
- «Мост на Дрине» Иво Андрича, краткое содержание
- «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- «Калькуттская хромосома» Амитава Гоша, краткое содержание
- «Знаменитые дела судьи Ди», краткое содержание
- «Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса» Марка Твена, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?