«Безмолвный пациент» Алекса Михаэлидеса, краткое содержание читать ~7 мин.
«Безмолвный пациент» (2019) – современный психологический триллер от автора Алекса Михаэлидеса. В нём рассказывается история Алисии, которая шесть лет назад убила своего мужа Габриэля и с тех пор не разговаривает. Действие романа происходит в наши дни, повествование ведётся от лица Тео Фабера, судебного психоаналитика, который недавно начал работать с Алисией в «Роще» – психиатрической клинике, где она находится после убийства Габриэля.
Роман использует эпистолярную технику, перемежая повествование Тео с отрывками из старого дневника Алисии – письменного повествования из прошлого, в котором рассказывается о неделях, предшествовавших убийству Габриэля. Эти два повествования в конечном итоге пересекаются в повороте сюжета, который показывает, что у Тео и Алисии есть общее прошлое, гораздо более личное, чем простые отношения между врачом и пациентом.
Алекс Михаэлидес – кипрско-американский писатель и сценарист. Он живёт в Лондоне, где и происходит действие романа «Молчаливый пациент». После публикации роман занял первое место в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс».
42-летний судебный психотерапевт Тео Фабер начинает повествование «Молчаливого пациента», представляя его основную сюжетную линию: тайну Алисии Беренсон. Алисия – художница, которая шесть лет назад убила своего мужа Габриэля Беренсона. В то время ей было 33 года. Габриэлю было 44. Власти обнаружили Алисию на месте преступления: Она выстрелила Габриэлю пять раз в голову, а затем перерезала себе вены. С тех пор Алисия не разговаривала. Единственным свидетельством её душевного состояния после убийства является созданный ею автопортрет, подписанный «ALCESTIS». Она была помещена в психиатрическую лечебницу «Роща».
Повествование ведётся частично через рассказ Тео в настоящем времени, а частично – через старый дневник Алисии, в котором рассказывается о неделях, предшествовавших убийству Габриэля. В начале повествования прошло шесть лет после убийства. Тео приступает к новой работе в «Роще», которую он получил с целью работать с Алисией. Громкое дело Алисии увлекало его на протяжении многих лет.
На первом сеансе с Алисией Тео обнаруживает, что её основной терапевт Кристиан Уэст принимает сильные лекарства. Решив пообщаться с Алисией, Тео просит снизить дозировку. На следующем сеансе Алисия становится более настороженной и физически нападает на него. Хотя менеджер «Рощи» Стефани Кларк хочет прекратить сеансы Тео с Алисией, Лазарь Диомед, клинический директор «Рощи», вмешивается и решает дать Тео шесть недель на то, чтобы Алисия заговорила. Тео намерен выяснить, почему Алисия убила Габриэля и почему она не хочет говорить. Поскольку он не может общаться с ней вербально, он прибегает к роли детектива, опрашивая её семью, соседей и друзей. От соседки Алисии, Барби Хеллманн, он узнает, что за несколько недель до убийства Габриэля у Алисии был преследователь.
Наряду с рассказом о своём расследовании в отношении Алисии, Тео также повествует о подробностях своей личной жизни, вводя подсюжет о неверности своей жены Кэтрин, или Кэти. Тео случайно обнаруживает эту измену однажды ночью. Предательство становится сокрушительным для Тео, который в прошлом боролся с проблемами психического здоровья (включая неудачную попытку самоубийства). В личной жизни, вдали от «Рощи», он превращается в типичного ревнивого мужа, навязчиво проверяя электронную почту Кэти и преследуя её, когда она встречается со своим любовником, чтобы подтвердить свои подозрения.
Вернувшись в «Рощу», Тео узнает, что Алисия ударила кисточкой другого пациента. Кристиан возобновил приём лекарств Алисии и поместил её в изолятор. Лазарь говорит Тео, что он больше не может посещать Алисию для консультаций. Тео наносит Алисии последний визит, и она отдаёт ему свой дневник. Он подтверждает то, что Барби рассказала Тео – что у Алисии был преследователь за несколько недель до убийства Габриэля. Из дневника Тео узнает, что Алисия рассказала о своём преследователе Габриэлю и своему психотерапевту – который, как понимает Тео, был Кристианом, принимавшим нестандартные денежные платежи в обмен на тайное частное лечение. Ни один из них ей не поверил. Кристиан прописал ей антипсихотические препараты, которые Алисия не стала принимать, так как они могли сделать её уязвимой для нападения. В последней записи дневника Алисия пишет, что её преследователь находится в доме. Тео возвращает дневник Алисии.
Тео использует откровения, содержащиеся в дневнике, для противостояния Кристиану, а также семье и друзьям Алисии, включая её двоюродного брата Пола Роуза и тётю Лидию. Благодаря этому Тео выясняет, что то, что Алисия услышала от отца в детстве, привело к психологической смерти Алисии, к трансформации, которая привела к её ненависти к отцу и к тому, что впоследствии она стала способна на убийство.Благодаря этому Тео считает, что понимает, почему Алисия отождествляет себя с Алкестис: как и трагический персонаж, Алисию предал мужчина, который ценил другую жизнь больше, чем её. Он обращается к Алисии со своей теорией. Алисия начинает говорить и открывает правду о ночи убийства Габриэля. Ее преследователь ворвался в дом и связал её. По словам Алисии, когда Габриэль вернулся домой, преследователь напал на него из засады, связал его, выстрелил в него шесть раз и ушёл. Однако эта история не соответствует уликам полиции – кто-то выстрелил в Габриэля пять раз, и Тео не верит в это.
На следующий день Тео возвращается в «Рощу», планируя поговорить с Алисией о её нечестности, но когда он приезжает, ему сообщают, что Алисия находится в коме – она умерла от передозировки. Тео считает, что кто-то намеренно дал ей смертельную дозу морфия, и сообщает об этом Лазарусу. Лазарус вызывает полицию и поручает Тео найти дневник Алисии для улик. Полиция подозревает Кристиана (Тео тем временем раскрывает тайну прошлого обращения Кристиана с Алисией). На самом деле, Тео – тот человек, который ввёл морфий.
До этого момента повествование предполагает, что подсюжет о неверности Кэти происходит в настоящем времени, на фоне основного сюжета – расследования Тео о молчании Алисии. Однако в ходе повествования выясняется, что подсюжет об измене Кэти произошёл шестью годами ранее, и что мужчиной, с которым у Кэти был роман, был Габриэль. Тео был преследователем Алисии за несколько недель до убийства. Он следовал за Габриэлем до его дома, планируя убить его. Там он заметил Алисию.
Последняя запись в дневнике Алисии, написанная до того, как подействовал морфий, раскрывает правду. Алисия заподозрила, как только он приехал в Рощу, что Тео – её преследователь. Алисия подтверждает свои подозрения реакцией Тео на её ложный рассказ о ночи убийства. Она позволила Тео дать ей смертельную передозировку, потому что до сих пор чувствует себя виноватой в смерти Габриэля. В ночь убийства Тео связал Алисию и Габриэля. Затем он предложил Габриэлю выбор: либо умереть самому, либо дать умереть Алисии. Когда Габриэль выбрал жизнь, Тео выстрелил в воздух и ушёл. Не зная об этом, Тео вновь пробудил в Алисии травму, вызванную тем, что её отец хотел, чтобы она умерла вместо матери. Психически сломленная, она застрелила своего мужа.
Тео не может найти дневник Алисии и не знает о существовании этой последней записи, но он поздравляет себя с тем, что поступил правильно, попытавшись помочь Алисии, которая, по его мнению, не должна была стать безумной и оказаться в тюрьме. Он получает предложение о работе в качестве директора другого учреждения. Кэти подавлена смертью своего возлюбленного, но ни она, ни Тео не признаются в измене. Роман заканчивается, когда прибывает полиция, вооружённая дневником Алисии. Тео признает, что пришло время расплатиться за свои поступки. В конце концов, именно дневник Алисии откроет правду и приведёт Тео к правосудию.
- «Девы» Алекса Михаэлидеса, краткое содержание
- «Шаль» Синтии Озик, краткое содержание
- «Скрижали судьбы» Себастьяна Барри, краткое содержание
- «Аннигиляция» Джеффа Вандермеера, краткое содержание
- «Отбор» Киры Касс, краткое содержание
- «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьём» Марике Нейкамп, краткое содержание
- «Морской волк» Джека Лондона, краткое содержание
- «Титуба из деревни Салем» Энн Петри, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?