«Безмолвный пациент» Алекса Михаэлидеса, краткое содержание читать ~5 мин.
«Безмолвный пациент» (2019) — современный психологический триллер британского писателя и сценариста кипрского происхождения Алекса Михаэлидеса (англ. Alex Michaelides). В центре сюжета — история художницы Алисии Беренсон, которая шесть лет назад убила своего мужа Габриэля и с тех пор хранит молчание. Повествование ведётся от лица Тео Фабера, судебного психотерапевта. Он устраивается на работу в «Рощу» — охраняемую психиатрическую клинику, где Алисия проходит лечение после совершённого преступления.
Роман имеет сложную структуру: повествование Тео чередуется с записями из дневника Алисии. В них описываются события, предшествовавшие убийству Габриэля. В развязке эти две сюжетные линии пересекаются, раскрывая, что Тео и Алисию связывает общее прошлое — тайна, выходящая далеко за рамки отношений врача и пациента.
Алекс Михаэлидес проживает в Лондоне, где и разворачивается действие романа. После публикации «Безмолвный пациент» возглавил список бестселлеров по версии The New York Times.
Сюжет
Повествование начинается с рассказа 42-летнего судебного психотерапевта Тео Фабера, который знакомит читателя с загадкой Алисии Беренсон. Алисия — известная художница. Шесть лет назад она была признана виновной в убийстве своего мужа, модного фотографа Габриэля Беренсона. Ей было 33 года, ему — 44. Алисия выстрелила супругу в лицо пять раз, а затем попыталась покончить с собой.
С тех пор Алисия хранит молчание. Единственным её «заявлением» стал автопортрет, который она назвала «Алкестида». После суда Алисию поместили в охраняемую психиатрическую клинику «Роща».
Тео специально устраивается в «Рощу», чтобы работать с Алисией, чьё громкое дело давно его интриговало. На первом же сеансе он обнаруживает, что предыдущий терапевт, Кристиан Уэст, назначил пациентке сильнодействующие препараты. Тео добивается снижения дозировки, после чего Алисия становится более агрессивной и нападает на него. Несмотря на это, клинический директор клиники даёт Тео шесть недель, чтобы добиться прогресса.
Не имея возможности говорить с Алисией напрямую, Тео начинает собственное расследование, опрашивая её друзей и родственников. От соседки он узнаёт, что незадолго до убийства у Алисии появился преследователь.
Параллельно с расследованием Тео рассказывает о своей личной жизни, в частности о неверности жены Кэти. Обнаружив измену, Тео, у которого в прошлом были проблемы с психическим здоровьем, тяжело переживает предательство. Вне работы он сам превращается в одержимого ревностью мужа, тайно проверяя почту Кэти и преследуя её.
Тем временем в «Роще» Алисия нападает на другого пациента, и её снова переводят на сильнодействующие препараты. Во время последнего визита она передаёт Тео свой дневник. Записи подтверждают историю о преследователе. Алисия писала, что рассказывала о нём и мужу, и своему психотерапевту, которым был Кристиан, но ей никто не верил. В последней записи она сообщает, что преследователь проник в дом.
Тео использует информацию из дневника, чтобы оказать давление на окружение Алисии. Он узнаёт о её детской травме, связанной с отцом. Это помогает ему сформулировать теорию: Алисия отождествляет себя с Алкестидой из греческой мифологии, потому что её, как и героиню мифа, предал мужчина, ценивший свою жизнь выше её.
Когда Тео делится своей теорией с Алисией, она наконец начинает говорить. Пациентка рассказывает, что в ночь убийства в их дом ворвался преследователь. Он связал её, дождался Габриэля, напал на него и застрелил. Однако её рассказ не совпадает с полицейскими отчётами, и Тео понимает, что она лжёт.
На следующий день Тео обнаруживает, что Алисия впала в кому из-за передозировки морфием. Он сообщает руководству, что подозревает попытку убийства. Полиция начинает расследование, и подозрение падает на Кристиана. На самом деле смертельную инъекцию сделал сам Тео.
Развязка
В финале выясняется, что сюжетная линия с изменой Кэти происходила не в настоящем, а шесть лет назад. Любовником жены Тео был Габриэль Беренсон. Именно Тео был тем самым преследователем, который следил за домом Алисии, намереваясь отомстить её мужу.
Последняя запись в дневнике, сделанная Алисией перед тем, как морфий подействовал, раскрывает правду. Она с самого начала подозревала в Тео своего преследователя. В ночь убийства Тео ворвался в дом и поставил Габриэля перед выбором: умереть самому или позволить умереть Алисии. Габриэль выбрал собственную жизнь. После этого Тео выстрелил в потолок и ушёл, но его поступок пробудил в Алисии детскую травму. Психически сломленная, она застрелила мужа.
Роман заканчивается тем, что полиция находит дневник Алисии. Тео, не знавший о последней записи, понимает, что его разоблачили. Именно молчаливая пациентка в итоге добивается правосудия.
Анализ и символизм
Центральным символом романа является греческий миф об Алкестиде, жене царя Адмета. Когда мойры предрекли Адмету скорую смерть, Аполлон договорился, что царь может жить, если кто-то другой согласится умереть вместо него. Никто, даже его престарелые родители, не согласился. Только Алкестида добровольно пожертвовала собой. Позднее Геракл спас её из подземного мира, но, вернувшись к жизни, она навсегда осталась безмолвной. Алисия, отождествляя себя с ней, видит параллели в предательстве со стороны любимого мужчины.
«Безмолвный пациент» исследует темы психологической травмы, её долгосрочных последствий и способности к исцелению. Михаэлидес показывает, как детские переживания формируют личность взрослого человека и могут привести к разрушительным действиям. Молчание Алисии становится не только симптомом, но и формой защиты и протеста. Роман также затрагивает вопросы профессиональной этики в психотерапии и природу одержимости.
Ключевой особенностью романа является использование ненадёжного рассказчика. Тео Фабер представляет события со своей точки зрения, манипулируя читателем и утаивая правду. Развязка, в которой временные рамки его личной истории и расследования дела Алисии смещаются, производит эффект шока. Этот приём заставляет переосмыслить все предшествующие события и мотивы персонажей.
- «Девы» Алекса Михаэлидеса, краткое содержание
- «Шаль» Синтии Озик, краткое содержание
- «Скрижали судьбы» Себастьяна Барри, краткое содержание
- «Аннигиляция» Джеффа Вандермеера, краткое содержание
- «Отбор» Киры Касс, краткое содержание
- «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьём» Марике Нейкамп, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?