«Чума» Альбера Камю, краткое содержание читать ~4 мин.
«Чума» — философский роман французского писателя Альбера Камю (Albert Camus), впервые опубликованный в 1947 году. Книга сразу же была удостоена «Приза критики» — престижной литературной премии. Камю, автор рассказа «Гость», эссе «Миф о Сизифе» и романа «Падение», активно поддерживал французское Сопротивление во время нацистской оккупации. В 1957 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Вдохновение для своих произведений Камю черпал во французском Алжире, где родился и провёл юность.
Повествование в романе ведётся в форме хроники и разделено на пять частей, что отсылает к структуре классической греческой трагедии. Эта особенность в сочетании с лаконичным названием предвещает трагический исход событий. Рассказчик, личность которого раскрывается лишь в финале, стремится сохранить объективность. Им оказывается доктор Бернар Риё, главный герой романа.

Действие разворачивается в Оране весной неопределённого года 1940-х. Автор описывает город как ничем не примечательное место на побережье Алжира. Его жители поглощены рутиной и погоней за деньгами. Когда на улицах начинают появляться умирающие крысы, никто не придаёт этому значения, списывая происходящее на случайность.
Местный врач Бернар Риё, занятый ежедневными обходами и подготовкой к отъезду больной жены в санаторий, поначалу также не обращает внимания на крыс. Однако вскоре мор животных становится массовым, а затем начинают умирать и люди. Риё, изучив симптомы, приходит к выводу, что в городе началась эпидемия бубонной чумы, и требует от властей немедленно ввести карантин.
Роман «Чума» часто рассматривается как аллегория нацистской оккупации Франции. В этой интерпретации чума символизирует «коричневую чуму» — нацизм, а изолированный город Оран — оккупированную страну. Реакция жителей на эпидемию отражает различное поведение людей в условиях оккупации: от активного сопротивления и гуманизма до коллаборационизма, спекуляции и пассивного принятия судьбы.
После долгих споров власти всё же объявляют карантин. Жители Орана, отрезанные от внешнего мира, переживают отчаяние и страх. В этих условиях раскрываются характеры главных героев. Жан Тарру, загадочный приезжий, ведёт дневники, документируя события. Журналист Раймон Рамбер ищет способ сбежать из города к своей возлюбленной. Скромный служащий Жозеф Гран одержимо переписывает первую фразу своего будущего романа.
На фоне всеобщего бедствия выделяется Коттар, мелкий преступник, который ранее пытался покончить с собой. Карантин становится для него спасением от полиции, и он начинает наживаться на несчастье других, занимаясь контрабандой. В то же время иезуитский священник, отец Панлю, в своих проповедях призывает паству видеть в чуме божественное наказание за грехи и безверие.
Центральное место в романе занимают философские вопросы. Камю исследует темы абсурда, гуманизма и солидарности. Доктор Риё олицетворяет светский гуманизм: он борется со злом и страданием, не имея веры в Бога. Ему противопоставлен отец Панлю, чей религиозный взгляд на мир проходит суровое испытание. Жан Тарру ищет путь к «святости без Бога», посвящая себя помощи другим.
Число смертей растёт, и Тарру организует добровольные санитарные дружины, чтобы помогать Риё и противостоять эпидемии. Эта работа объединяет многих персонажей. Со временем все главные герои, кроме спекулянта Коттара, присоединяются к борьбе с чумой.
Летом обстановка в городе становится невыносимой. Из-за жары и нехватки мест на кладбищах власти организуют братские могилы, а затем начинают сжигать тела в крематории. Жители Орана, измученные страхом и однообразием, погружаются в апатию.
Осенью происходит несколько знаковых событий. Мучительная смерть маленького сына судьи Отона заставляет отца Панлю пересмотреть свои взгляды на божественную волю. Вскоре после второй, более сострадательной проповеди, священник сам умирает. Чиновник Гран заболевает, но неожиданно выздоравливает, что становится первым знаком ослабления эпидемии.
С приходом нового года эпидемия начинает отступать, но продолжает уносить жизни. Умирают судья Отон и Жан Тарру, который до последнего боролся с болезнью. Риё получает известие о смерти своей жены в санатории. Когда городские ворота наконец открываются, всеобщая радость контрастирует с личным горем доктора.
Пережив эпидемию, Риё решает написать хронику этих десяти месяцев. Он делает это, чтобы «засвидетельствовать в пользу этих зачумлённых» и оставить память о пережитом. Доктор понимает, что бацилла чумы никогда не исчезает и может вернуться. Его летопись должна послужить предостережением для будущих поколений.
Комментирование недоступно Почему?