«Чума» Альбера Камю, краткое содержание читать ~5 мин.
«Чума», философский роман французского писателя Альбера Камю, был впервые опубликован в 1947 году и сразу же получил «Приз критики», литературную премию, присуждаемую франкоязычным авторам французской издательской индустрией. Опубликовав также романы «Гость», «Миф о Сизифе» и «Падение», Камю, писатель-абсурдист, много писавший в поддержку французского Сопротивления против оккупации Франции нацистской Германией, был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1957 году. При создании своих произведений Камю черпал вдохновение во французском Алжире, где он родился и провёл свою юность.
Роман «Чума», линейно-хронологическое повествование которого ведётся от изначально неизвестного, всезнающего рассказчика от третьего лица, разворачивается в пяти частях, следуя структуре греческой трагедии. Это соображение в сочетании с прямолинейным, мрачным названием произведения предвещает трагическую историю. Рассказчик, который к концу книги представляется Бернаром Рье, главным героем романа, оправдывает свою анонимность клятвой сохранять объективность на протяжении всей этой «хроники» о чуме в Оране и её последствиях для населения города.
Рассказчик начинает с описания обстановки романа: Оран весной неопределённого года в 1940-х годах. Город, непривлекательное и ничем не примечательное место на средиземноморском побережье французского колониального Алжира, известен своими резкими перепадами температуры. Населённый скучающими, одержимыми деньгами людьми, укоренившимися в своих привычках, Оран и его жители не верят, что что-то не так, когда по городу внезапно появляются заражённые чумой крысы, демонстрирующие свою скорую смерть.
Местный врач Рье, совершая ежедневный обход и готовясь отправить свою больную жену в местный санаторий, также поначалу не обращает внимания на умирающих крыс. В конце концов, однако, распространение умирающих животных уже невозможно игнорировать, особенно когда люди начинают болеть и умирать. Рье быстро возвращается к реальности и, изучив симптомы и характер болезни, определяет, что в Оране свирепствует чума. Доктор проводит совещание с коллегами и местными чиновниками, излагая свои выводы и подталкивая последних к закрытию Орана, пока болезнь не уничтожила население города.
После бурного спора о семантике власти соглашаются поместить Оран на карантин. После объявления карантина ослеплённые местные жители проходят через различные стадии горя, поскольку лишены основных форм общения с внешним миром. Не имея возможности лингвистически выразить своё отчаяние, они становятся параноиками и не доверяют окружающим. Рье работает круглосуточно, ухаживая за пациентами, в то время как члены его группы переживают различные виды изгнания, вызванного карантином.
Жан Тарру, таинственный посетитель, записывает странные мелочи городских событий в свои блокноты, которые служат первоисточником для хроники Рье. Раймон Рамбер, журналист из Парижа, сетует на то, что застрял в Оране и разлучён со своей женой. Жозеф Гран, скромный государственный служащий, бесконечно переделывает первое предложение романа, который он мечтает написать. Его сосед Коттар, преступник с неуравновешенным характером, ранее пытавшийся покончить жизнь самоубийством, наслаждается карантинной жизнью, когда полиция временно теряет его след. Он наживается на бедствии Орана, торгуя контрабандными веществами на чёрном рынке. Отец Панелу, учёный священник-иезуит, пытается пробудить веру населения, произнося пламенную проповедь, в которой он обвиняет чуму в безразличии оранцев к Богу.
По мере того как растёт число смертей – болезнь поражает оранцев всех социальных классов и слоёв общества, – Тарру формирует добровольческий отряд – санитарную дружину, чтобы поддержать усилия Рье и предложить альтернативу предложению чиновников использовать труд заключённых для выполнения «тяжёлой работы», которую требуют обстоятельства: таскать трупы, дезинфицировать помещения и рыть могилы. Со временем все главные герои романа – кроме Коттарда – присоединяются к отряду.
Лето затягивается, условия становятся все более ужасными: невыносимая жара, растущее количество трупов и нехватка места на кладбище. Безработные бизнесмены, довольные высокими ставками, берутся за ужасную работу по рытью братских могил, в которые мёртвых бросают, как животных. В конце концов, когда могильные ямы переполняются, тела эксгумируют и отвозят в местный мусоросжигательный завод. Отчаянно ожидая нормальной жизни, оранцы пережидают неумолимое однообразие.
С наступлением осени их отчаяние переходит в безразличие. Санитарная служба удваивает свои усилия, а Рье продолжает лечить пациентов, в частности, сына месье Отона, строгого местного судьи. Жалкая, затянувшаяся смерть мальчика становится причиной второй проповеди Панелу, в которой священник умоляет прихожан принять бессмысленную смерть ребёнка как проявление Божьей воли. После этого главные герои романа обмениваются своими различными взглядами на жизнь, смерть и религию, Панелу умирает, а Гранд заболевает чумой, но неожиданно выздоравливает. Постепенно смертность от чумы начинает снижаться.
Новый год приносит в Оран осторожный оптимизм, поскольку эпидемия ослабевает. Однако чума уносит все больше жертв – в частности, Отона, который после смерти сына начал жить по-новому, и Тарру, чья дружба с Рье заканчивается, так как борец с чумой ведёт достойную восхищения, хотя и бесполезную борьбу со смертью. Жена Рье также умирает. На фоне бурной радости местных жителей по поводу открытия города, Рье ни на минуту не ослабевает в выполнении своих врачебных обязанностей.
Когда завершается последний вечерний вызов врача на дом, Рье решает написать отчёт о прошедших 10 месяцах. Эта летопись послужит свидетельством недавнего испытания Орана и историческим документом для потомков. Рье надеется, что будущие поколения будут обращаться к его тексту и учиться на опыте Орана в борьбе с чумой, чтобы быть готовыми к её следующему неизбежному возрождению.
- «Чума и народы» Уильяма Макнилла, краткое содержание
- «37». Виктор Чумаченко. Выставка – живопись
- «Амбивалентность». Виктор Чумаченко
- Средневековые чумные церкви
- «Миф о Сизифе» Альбера Камю, краткое содержание
- «Гость» Альбера Камю, краткое содержание
- «Калигула» Альбера Камю, краткое содержание
- Обнаружен «Спаситель мира» кисти Леонардо, веками считавшийся пропавшим
Комментирование недоступно Почему?