«Истоки тоталитаризма» Ханны Арендт, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» 1951 года представляет собой исследование истоков и идеологии нацизма и сталинизма в первой половине 20 века через рассмотрение антисемитизма, империализма и тоталитаризма. Арендт прослеживает возникновение нацистского и большевистского тоталитарных режимов и то, как эти режимы функционировали в качестве правительств. Арендт утверждает, что империализм, а не национализм, создал основу для успеха тоталитарных движений, и утверждает, что тоталитарные движения использовали антисемитские и расистские идеологии эпохи.
Текст разделён на три части: антисемитизм, империализм и тоталитаризм. Пережившая Холокост еврейка и философ, Арендт пытается понять, что привело к мощному успеху германских и российских паннационалистических движений и, в конечном итоге, к тоталитарным режимам, которые доминировали в Европе в первой половине 20-го века. Арендт считает, что понимание и изучение тоталитарных движений помогает человечеству лучше понять их причины и предотвратить их повторение в будущем.
В первой части даётся определение антисемитизма и описывается его роль в тоталитаризме. Арендт опровергает несколько утверждений о связи между антисемитизмом и тоталитаризмом, утверждая, что антисемитизм предшествовал тоталитаризму, а не возник во время него. Она подробно описывает историю еврейского народа в Европе, а также ограничения и привилегии, связанные с его особым статусом. Арендт утверждает, что утрата евреями политического влияния при сохранении богатства привела к тому, что другие стали испытывать неприязнь к еврейскому народу. Евреи оказались одновременно и востребованными, и исключёнными за своё наследие.
Арендт утверждает, что антисемитизм – это не просто ненависть. Скорее, это идеология, которую используют в качестве оружия тоталитарные движения. Европейская аристократия присоединилась к консервативным религиозным программам и увековечила антисемитскую риторику, чтобы ещё больше мобилизовать массы против евреев. В свою очередь, нации одновременно требовали от евреев ассимиляции и хотели, чтобы они сохраняли обособленность. Арендт предполагает, что все это привело тоталитарные движения к намеренному выбору антисемитской риторики для продвижения своих программ.
Во второй части Арендт связывает тоталитаризм с империализмом и показывает связь между буржуазией и ростом тоталитарных движений. Стремясь к капиталистическому богатству, буржуазия искала выход за пределы национального государства. Империализм позволил буржуазии править с помощью бюрократии в других странах, колонизируя их и используя террор для своего денежного продвижения.
Арендт считает, что империализм проложил путь к тоталитаризму, показав, как можно использовать антисемитизм и расизм для установления контроля, создав прецедент для распространения власти за пределы национальных границ.
Арендт предполагает, что эти колонии стали для многих представителей нацистской элиты образованием в области насилия, научив их тому, как получать и осуществлять власть с помощью бюрократии и идеологии. Континентальный империализм привёл к возникновению пан-движений (т.е. пан-национализма), которые, по мнению Арендт, дали Сталину и Гитлеру больше возможностей для тоталитарных движений, чем любой другой исторический фактор.
Как и империализм, пан-движения действовали вне сферы ограниченного правительства и подчёркивали непрерывное движение и рост. Однако пандвижения отличались от империализма тем, что они не обязательно стремились к росту капитала и не имели чувства общей цели. Вместо этого пан-движения были скорее связаны с чувством, чем с программой, а расизм и антисемитизм оказались весьма эффективными в убеждении других присоединиться к движениям.
В третьей части Арендт рассматривает, как тоталитарные режимы сохраняют власть после достижения своей цели – государственного правления. Тоталитарные лидеры, зависящие от лояльности масс, правят с помощью пропаганды и террора. Они используют последовательность через вымысел, чтобы помочь массам уйти от реальности и купиться на идеологию, которую продаёт тоталитарный правитель. В то же время тоталитарные лидеры должны избегать стабильности или нормализации, что ослабляет структуру, поддерживающую режим.
В последней главе Арендт пытается ответить на вопрос, что заставляет людей купиться на идею тоталитарного правления и что их там удерживает. В конечном итоге она приходит к выводу, что одиночество приводит к тому, что массы становятся восприимчивыми к тоталитарному влиянию. По иронии судьбы, одиночество является результатом тоталитарного правления, создавая цикл, который делает людей восприимчивыми к тоталитаризму.
- «Состояние человека» Ханны Арендт, краткое содержание
- «Дневник памяти» Николаса Спаркса, краткое содержание
- «Открытая лодка» Стивена Крейна, краткое содержание
- «Охотники за нацистами» Нила Баскомба, краткое содержание
- «Чужак» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Крайне опасная игра» Ричарда Коннелла, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?