«Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол» был первоначально опубликован в журнале «Чёрная маска» в пяти частях в 1929-1930 годах. Это детективный роман, действие которого происходит в 1928 году в Сан-Франциско, с главным героем Сэмом Спейдом, который также появляется в трёх других менее известных новеллах. Это ранний пример детективного романа в стиле «hardboiled», который отходит от романов в романтической традиции, где сильно подчёркиваются эмоции персонажей, и вместо этого вводит циничное и отстранённое отношение, характерное для романов этого стиля.
В значительной степени под влиянием роста организованной преступности и коррупции в полиции в эпоху сухого закона, Хэммет выкристаллизовал интенсивный скептицизм и безразличие к насилию в образе Спейда, который, в свою очередь, повлиял на создание других известных «жёстко сбитых» фигур, включая Филипа Марлоу, Майка Хаммера, Лью Арчера и Континентального Опа (также созданного Хэмметом).
Сам Хэммет работал следователем в детективном агентстве Пинкертона в Сан-Франциско в начале 1920-х годов и основывал многих персонажей «Мальтийского сокола» на людях, которых он знал в то время, но Спейд не имел ничего оригинального, а скорее был «человеком мечты», или тем, кем многие частные детективы хотели бы стать, но так и не стали.
Рассказанный полностью от третьего лица, роман не предлагает никакого понимания мыслей или внутренних чувств персонажей, а вместо этого повествует только о том, что персонажи говорят, что они делают и как выглядят. Роман открывается тем, что в офис Спейда входит «мисс Уандерли», ищущая помощи, чтобы разыскать свою младшую сестру, которая, по её словам, сбежала с мужчиной по имени Терсби. Уандерли рассказывает Спейду и его напарнику Арчеру, что она договорилась о встрече с Терсби, но он отказался позволить ей увидеться с сестрой, поэтому она нанимает детективов, чтобы те проследили за ним и выяснили, где он остановился. Арчер и Спейд скептически относятся к её рассказу, но деньги, которые она предлагает, оправдывают риск, и они решают взяться за это дело. В ту же ночь Арчер заступает на смену за Терсби и погибает в переулке, застреленный из английского револьвера.
Полиция связывается со Спейдом, который приезжает на место преступления, но отказывается подойти достаточно близко, чтобы увидеть тело Арчера, и резко уходит. Спейд становится подозреваемым, когда Терсби, человек, которого они расследовали, тоже оказывается мёртвым перед своим отелем. Спейд отказывается сообщать полиции какие-либо подробности о своей клиентке, пока не поговорит с ней, и на следующий день приезжает к ней на квартиру в поисках информации. Уондерли показывает, что она действительно Бриджид О’Шонесси, и ведёт себя нервно и испуганно, умоляя Спейда о защите от полиции, но не выдавая никакой информации о том, что происходит на самом деле.
Несмотря на то, что Спейд видит в её демонстрации слабости притворство, он соглашается помочь ей, чем может, особенно потому, что это может помочь ему очистить своё собственное имя. В офисе Спейда ждёт человек по имени Джоэл Каиро, который предлагает ему 5 000 долларов от имени своего работодателя за помощь в возвращении чёрной статуэтки птицы. Он узнаёт, что у Бриджид есть какая-то связь с этой птицей, которую она не разглашает, и они договариваются встретиться с Каиром вместе. Тогда она говорит ему, что у неё нет этого предмета и что он должен подождать, пока она сможет продать его ему.
Когда приезжает полиция, узнав, что у Спейда роман с женой Арчера, он убеждает их, что уже допрашивал Каира в связи с убийствами, и они уезжают с ним. Бриджид рассказывает Спейду, что её наняли, чтобы украсть сокола в Турции, но она не знает, что с ним случилось после этого, хотя Сэм считает, что это ложь. Спейд обнаруживает связь Бриджид с человеком по имени Гутман, который рассказывает о значении сокола. Это инкрустированная золотом и драгоценными камнями статуя, сделанная рыцарями Мальта в подарок королю Испании в 16 веке, но, будучи столь ценной, она часто похищалась и передавалась по всей Европе. В конце концов, её покрыли чёрной эмалью, чтобы скрыть её истинную ценность. Гутман говорит, что нанял О’Шонесси, чтобы она нашла его для него, и что она связалась с Каиром и Терсби, чтобы помочь, но скрылась вместе с соколом.
Вскоре после этого в офис Спейда вваливается умирающий человек с пакетом, в котором находится сокол. Он прячет его, но Гутман и Каир вооружены и ждут в его квартире. Спейд вынужден обменять им сокола в обмен на свою жизнь, но при условии, что они оставят кого-то, кто возьмёт на себя вину за убийства в полиции. Гутман понимает, что статуя – подделка, и уезжает с Каиром искать настоящую в Константинополе.
Сэм звонит в полицию, рассказывает им историю и понимает, что Бриджид, должно быть, стреляла в Арчера, потому что он никогда бы не стал преследовать Терсби без пистолета, если бы не был с О’Шонесси. Очевидно, что она спланировала все это, чтобы избавиться от Терсби, в чем она признается, хотя и умоляет Сэма не выдавать её. Он не сдаётся; даже когда она заявляет, что любит его, Сэм непримирим. Роман был четырежды экранизирован, но наиболее известна версия с Хамфри Богартом в роли Сэма Спейда (1941).
- «Служанки» Жана Жене, краткое содержание
- «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса, краткое содержание
- «Живые» Мэтта де ла Пеньи, краткое содержание
- «Горничная» Ниты Проуз, краткое содержание
- «Долгое одиночество» Дороти Дэй, краткое содержание
- «Обычный человек» Пола Русесабагины, краткое содержание
- «Медвежатник» Стива Хэмилтона, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?