«Миф о Сизифе» Альбера Камю, краткое содержание читать ~4 мин.
Один из памятников философии 20-го века, «Миф о Сизифе» лауреата Нобелевской премии Альбера Камю, глубоко исследует пустоту жизни и то, как с ней справиться. Опубликованная во Франции в 1942 году, в самые мрачные дни Второй мировой войны, книга вызвала большой резонанс среди французских читателей и вскоре получила всемирное признание.
Суть книги заключается в том, что люди глубоко жаждут того, чего никогда не смогут получить: уверенности в том, что жизнь имеет смысл и значение. Огромный разрыв между этим стремлением и фактическим бесплодием жизни – это абсурдное состояние, которое нельзя отбросить в сторону, а необходимо встретить лицом к лицу. Трагическая греческая фигура Сизифа – бунтаря, которого боги наказывают тем, что заставляют толкать валун в гору и наблюдать, как он падает обратно, снова и снова – символизирует абсурдное состояние человека.
Хотя Камю заслужил признание как представитель экзистенциализма, философии, которая пытается понять бессмысленность жизни, он отверг этот термин и назвал себя абсурдистом. Он критиковал экзистенциалистов за то, что они заглядывают в бездну жизненной пустоты и в страхе отступают, считая, что лучше смотреть на абсурд немигающим и вызывающим взглядом.
«Миф о Сизифе» состоит из пяти частей, включая три развёрнутых эссе об абсурде, небольшую статью о Сизифе как трагическом герое бессмысленного, а также приложение с критикой экзистенциальных романов Франца Кафки.
В первой части, «Абсурдное рассуждение», утверждается, что существует только одна по-настоящему важная философская проблема: стоит ли жизнь того, чтобы жить. Если жизнь слишком абсурдна, чтобы иметь значение, остаётся один вопрос – совершить ли самоубийство. Некоторые люди, отчаявшись в тщетности жизни, убивают себя; другие исследуют пустыни бессмысленности, пытаясь полностью постичь абсурд. Это стремление полностью постичь жизнь и тем самым преодолеть смерть никогда не может быть реализовано; по иронии судьбы, это и есть абсурд.
Для большинства мыслителей боль становится слишком сильной, и они отбрасывают свои прозрения и уходят в безопасность произвольных верований, провозглашающих вечные истины. Экзистенциальные философы, чья работа заключается в понимании абсурда, особенно склонны к этому, либо прыгая в объятия Бога или произвольной определённости, либо поклоняясь абсурду. Таким образом, они совершают философское самоубийство. Лучше встретить абсурд лицом к лицу, не сотрудничая с ним и не делая вид, что его не существует.
Часть 2, «Абсурдный человек», представляет три примера личностей – Дон Жуана, актёра и завоевателя, – которые учатся ориентироваться в абсурде жизни. Дон Жуан любит полно, но недолго; он собирает как можно больше опыта, зная, что его действия нарушают мораль, но предпочитая свою жизнь той, которая угнетает и его самого, и его партнёра.
Точно так же актёр берет на себя множество ролей, концентрируя эти жизни до самых ярких моментов и сосредотачиваясь на их трагических, абсурдных судьбах. Завоеватель или искатель приключений стремится к действию, осознавая его тщетность, но упиваясь его силой и обретая тем самым некое царственное достоинство.
Художники ежедневно сталкиваются с двусмысленностью творчества перед лицом абсурда жизни. В части 3, «Абсурдное творчество», величайшие писатели-фантасты не пытаются учить своим теориям жизни, а просто иллюстрируют их, используя персонажей, чей выбор воплощает эти идеи в жизнь. Если писатель твёрдо стоит на ногах и защищает болезненные прозрения, не уходя в убежище утешительной фальши, двусмысленности раздуваются, но и творческие возможности тоже.
Герои Федора Достоевского сталкиваются с бессмысленной несправедливостью и принимают решения в свете абсурда. Например, его герой Кирилов, успешный инженер, решает покончить с собой в качестве примера для других, надеясь, что они осознают разочарование общества и восстанут против него. Однако в конечном итоге Достоевский не может противостоять пустоте жизни и ищет утешения в вере в вечную загробную жизнь.
Часть 4, «Миф о Сизифе», описывает архетипического абсурдного человека, Сизифа, который восстаёт против богов и подвергается вечному наказанию: его заставляют толкать валун в гору, смотреть, как он падает вниз, и снова толкать его вверх, снова и снова на протяжении вечности. Несмотря на свои страдания, Сизиф получает мрачную радость от своей судьбы: Ежедневно он с полным, вызывающим осознанием спускается по склону неудачи и тем самым лишает богов власти над собой.
Приложение «Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки» – это критика романов Кафки, особенно «Испытания» и «Замка», в которых главные герои ведут бесполезную борьбу с несправедливой судьбой. Сильной стороной Кафки является описание обычных людей, попавших в невозможные ситуации, которые встречают свою судьбу со спокойным принятием и без надежды на спасение. Иногда, однако, даже Кафка пытается найти хоть крупицу смысла в историях своих героев.
Тщательный обзор того, как противостоять абсурдной пустоте жизни, «Миф о Сизифе» не наносит ударов, но никогда не погружается в отчаяние. Она служит путеводителем по пустыням бессмысленности, через которые рано или поздно должен пройти каждый вдумчивый человек.
- «Чума» Альбера Камю, краткое содержание
- «Гость» Альбера Камю, краткое содержание
- «Калигула» Альбера Камю, краткое содержание
- Обнаружен «Спаситель мира» кисти Леонардо, веками считавшийся пропавшим
- Камню дал душу ваятель
- Камон сова?
- Лондонский специалист по истории искусств раскрыл секреты живописи Караваджо
- Золотая лихорадка аукционов
Комментирование недоступно Почему?