«Милдред Пирс» Джеймса Кейна, краткое содержание читать ~5 мин.
«Милдред Пирс» — роман американского писателя Джеймса М. Кейна (James Mallahan Cain, на англ. языке — James M. Cain), впервые опубликованный в 1941 году. Как и предыдущие работы автора, этот роман относится к жанру roman noir — французскому термину, буквально означающему «чёрный роман». В подобных произведениях все персонажи обладают серьёзными недостатками, окружающий мир изображён как жестокое и коррумпированное место, а сюжет часто насыщен выраженным сексуальным подтекстом.
Кейн уже приобрёл широкую известность среди читателей и кинозрителей благодаря двум предыдущим романам — «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка», которые стали бестселлерами в 1930-е годы и были экранизированы вскоре после публикации. В отличие от этих произведений, «Милдред Пирс» не является криминальной историей или детективом. Кейн рассматривал этот роман как попытку глубокого анализа жизни матери-одиночки в сложные времена Великой депрессии. Именно по этой причине экранизация 1945 года существенно изменила сюжет, введя мотив убийства, которого не было в оригинальном повествовании.

События романа начинаются в 1931 году, в городе Глендейл, штат Калифорния. Муж Милдред Пирс, Берт, оставляет её и двух дочерей ради Мэгги — вдовы, с которой у него завязался роман. Основным источником дохода семьи становится бизнес Милдред по выпечке тортов, поскольку Берт разорился из‑за краха рынка недвижимости, вызванного началом депрессии.
Соседка Милдред, Люси, становится её близким другом и доверенным лицом. В этот период Милдред начинает отношения с адвокатом Уолли Бурганом, бывшим коллегой Берта.
Милдред понимает, что ей необходимо устроиться на работу, чтобы не потерять дом, который был заложен Бертом. Однако она сталкивается с трудностями — у неё нет специализированных навыков и опыта. Вначале Милдред нанимается официанткой, и её 11-летняя дочь Веда устраивает скандал из‑за «унизительной» должности матери. Это событие становится отправной точкой для принятия решения — Милдред открывает свой собственный ресторан. Получить помещение помогает ей прежняя компания Берта, после того как она уговаривает мужа дать развод.
Пока Милдред проводит уик-энд с новым знакомым, Монти Берагоном, её семилетняя дочь Рэй тяжело заболевает гриппом и попадает в больницу. Милдред занята готовящимся открытием ресторана; Рэй становится хуже, и она умирает. Охваченная горем, Милдред признаётся себе, что испытывает облегчение от того, что погибла именно Рэй, а не Веда.
На следующий день после похорон дочери Милдред открывает ресторан, который быстро приобретает популярность и становится прибыльным.
Милдред испытывает внутренний конфликт из‑за различий в социальном положении с Монти, ощущая дистанцию между их мирами. Веда сближается с Монти и его окружением, знакомится с элитными друзьями, где ей открываются новые перспективы. Монти замечает музыкальные способности Веды и настаивает, чтобы Милдред позволила дочери брать уроки фортепиано. Когда финансовая поддержка Монти внезапно заканчивается, Милдред вынуждена дать Монти деньги для оплаты расходов.
Веда приходит в ярость, когда не получает на Рождество долгожданный рояль, и высказывает матери оскорбительные слова — намекает, что Милдред интересует Монти лишь с сексуальной точки зрения. Милдред осознаёт: и Веда, и Монти зависят от неё, и решает разорвать отношения с Монти накануне Нового года, обещая Веде купить пианино на следующий день.
Со временем Милдред расширяет свой бизнес, открывая ещё два ресторана — в Беверли и Лагуна-Бич. После смерти учителя музыки Веды другой наставник отказывает ей в занятиях, считая, что фортепианный талант Веды переоценён. Веда начинает вести разгульную жизнь, гуляет по ночам и попадает в сомнительную компанию. Милдред узнаёт, что Веда якобы беременна; когда она предлагает найти отца ребёнка, Веда заявляет, что матери не стоит вмешиваться. Выяснив, что беременность была выдумкой, а Веда шантажирует семью молодого человека, Милдред выгоняет дочь из дома.
Веда устраивается на радио, где её вокальный талант производит впечатление на публику и критиков. Милдред стремится восстановить отношения с дочерью, обращается к её учителю вокала, но получает совет держаться подальше — Веда чрезвычайно талантлива, однако чрезмерно высокомерна. Стремясь вернуть расположение дочери, Милдред возобновляет отношения с Монти, вступает с ним в интимную связь, предлагает жениться и приобретает особняк, благодаря чему Веда устраивает для матери вечеринку‑сюрприз, где поёт “Here Comes the Bride”. Веда переезжает в особняк, её скандальная репутация растёт.
Потратив все свои сбережения на поддержание Монти и Веды, Милдред сталкивается с требованиями кредиторов, представителем которых выступает Уолли. Связавшись с Ведой, Милдред застаёт её вместе с Монти. В порыве отчаяния она нападает на Веду, душит её, из‑за чего у той пропадает голос.
Проходит несколько месяцев, наступает Рождество. Милдред, Берт и Веда собираются за ужином в старом доме в Глендейле, где Милдред уже развелась с Монти и вновь вышла замуж за Берта. Её бизнес находится в стадии восстановления после кризиса. Потеряв возможность петь, Веда лишается контракта. Во время трапезы Веда неожиданно заявляет, что её голос восстановился, и она едет в Нью‑Йорк вместе с Монти для заключения нового, более выгодного контракта. Милдред, поняв, что потеря голоса была хитрой уловкой, чтобы расторгнуть невыгодный договор, говорит дочери никогда не возвращаться.
Следует добавить, что роман Джеймса М. Кейна оказал значительное влияние на развитие жанра литературного нуара в Соединённых Штатах. Персонажи произведения — Милдред Пирс и её дочь Веда — стали архетипами трагических женских образов эпохи экономического кризиса. Экранизация романа в 1945 году с участием Джоан Кроуфорд получила премию «Оскар» и стала одним из самых ярких примеров успешной адаптации нуарной литературы на большом экране.
В романе затрагиваются вопросы социального статуса, материнской любви, жертвы и эгоизма. “Милдред Пирс” также характеризуется ярким отображением сложностей периода Великой депрессии — как на уровне личной драмы, так и на уровне общественных процессов в Америке 1930-х годов. Для современного читателя роман остаётся актуальным благодаря психологической достоверности персонажей и реалистичному изображению жизненных трудностей.
- «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса Кейна, краткое содержание
- «Экономические последствия мира» Джона Мейнарда Кейнса, краткое содержание
- «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» Сьюзан Кейн, краткое содержание
- «Библиотечная книга» Сьюзан Орлеан, краткое содержание
- «Долгий путь домой» Луизы Пенни, краткое содержание
- «Последний рейс» Джули Кларк, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?