«Поэтика пространства» Гастона Башляра, краткое содержание читать ~5 мин.
Гастон Башляр (1884-1962) родился в семье сапожников и прошёл путь от разносчика почты до философа. Он получил степень доктора литературы в Сорбонне в 1927 году, первоначально изучая пересечение науки и философии.
«Поэтика пространства» Башляра привлекает читателей всех типов, включая архитекторов, поэтов и других творческих людей. «Поэтика пространства» представляет собой его путешествие в философию воображения. Башляр опубликовал «Поэтику пространства» в 1958 году, всего за четыре года до своей смерти. В книге исследуются отношения человека с внутренним пространством и эмоциональная архитектура дома. Работы Башляра основаны на феноменологии, изучении сознания и опыта.
«Поэтика пространства» связывает множество идей: сознание, бытие, бесконечность, творчество, воображение, литературу, память и опыт. По своей сути, это исследование того, что значит быть человеком. Башляр использует физическое пространство и дизайн, чтобы понять, как люди существуют в мире и как их окружение влияет на их отношение к Вселенной, коллективному сознанию и самим себе. Определённые элементы дизайна вызывают сильные эмоции и воссоединяют людей с более глубокими частями себя. Они также возвращают людей к чувству детского удивления и укореняют их в их собственном существовании.
Во введении Башляр объясняет, что он не будет рассматривать творчество через призму психоанализа или психологии. Вместо этого он рассматривает творчество, или то, что он называет поэтическим образом, с помощью онтологии, изучения бытия. Поэтика не относится исключительно к стихам; скорее, она происходит от греческого «poesis», что означает «творить». Поэтика охватывает все творческие процессы и результаты. В первую очередь его интересует момент появления поэтического образа в сознании и то, как он возникает из бессознательного пространства космоса.
Башляр полагает, что мечтательность, дневной сон, является средством, с помощью которого человек может соединиться с этим бессознательным миром, а выражение поэтического образа в стихотворении, произведении искусства или другом творческом выходе является божественным выражением, или логосом.
В главе 1 Башляр начинает рассматривать дом как царство души, место, где человек предаётся грёзам. Он обращается к дому детства и сохраняющимся воспоминаниям о нем, чтобы доказать эмоциональную связь человека с архитектурой дома. Он подчёркивает две темы дома. Во-первых, он указывает на его вертикальность как на символ сознания. Во-вторых, он предполагает, что близость дома приближает человека к сфере бессознательного, резонанс, который представляет человеку поэтический образ. Дом становится одновременно и экспонатом души, и её воплощением. У него есть своя жизнь, своя личность. В связи с этим Башляр утверждает, что на дом нельзя смотреть рационально или через призму науки. Его можно понять только так, как понимают душу – через чувство.
В главе 2 Башляр рассматривает отношения между интерьером дома и внешним миром. Оба они придают ценность друг другу. Внешний мир делает дом более интимным и защищённым. Внутренний мир усиливает дикость и свирепость внешнего. Башляр также персонифицирует дом, утверждая, что дом обладает психическим состоянием. В главе 3 он исследует феноменологические последствия ящиков, сундуков и шкафов. Эти пространства вызывают чувства тайны и одиночества. Он предполагает, что их дизайн побуждает к открытию и, в свою очередь, задействует воображение.
Главы 4 и 5 отходят от мира людей и рассматривают жилища мира природы. Гнезда и раковины отличаются красотой форм и эмоциями, которые они вызывают у наблюдателей, включая чувства защиты, безопасности, одиночества и бесконечности. Эти природные формы дают уроки о бытии и сознании и предоставляют возможность включить элементы их конструкции в дизайн человека.
В главе 6 рассматриваются углы и связь человека с ними как пространствами неподвижности, безопасности и освобождения. Углы оптимальны для дневных мечтаний; Башляр просит читателей вспомнить свою собственную связь с углами из детства. Внутри угла существуют вселенные, доступные для воображения. Башляр использует углы для введения идей внешнего и внутреннего как дуальностей, которые он будет исследовать далее в следующей главе.
Главы 7 и 8 начинают исследовать эти двойственности. Миниатюра, которая охватывает все виды мелкого дизайна или наблюдений в меньшем масштабе, связывает человека с его собственными отношениями с бесконечностью. Интимная безмерность делает то же самое, используя необъятное, чтобы привлечь наблюдателей к их связи с космосом. В обоих случаях, однако, Башляр утверждает, что близость может быть достигнута. Отношения между миниатюрностью и беспредельностью приводят Башляра к обсуждению дуальностей.
Глава 9 представляет собой фокус этого обсуждения. Башляр рассматривает внешнее и внутреннее как дуальности, которые не противостоят друг другу. Напротив, он утверждает, что эти два явления улучшают и совершенствуют друг друга. Его рассуждения отражают главу 2, где Башляр утверждает, что дом зимой становится уютнее благодаря присутствию зимы снаружи, а экстерьер становится более диким и свирепым благодаря присутствию дома. Двойственность в дизайне необходима, поскольку она вовлекает воображение и уточняет опыт.
В главе 10 Башляр рассматривает феноменологию округлости. Он исследует то, как дети воспринимают определённые природные формы как круглые по своей сути. По мере развития наблюдения эта округлость воспринимается как выступающая из эпицентра. Округлость вовлекает воображение и связывает его со Вселенной. Она простирается от бытия наружу в бесконечность.
На протяжении всей своей работы Башляр занимается проблемой бытия, то есть пытается понять, что значит жить или населять бытие, особенно в пространстве. Он соотносит опыт с дизайном и формой, отмечая, как физический мир может способствовать развитию сознания и навигации по воображаемому миру. Книга Башляра адресована всем типам читателей: дизайнерам, художникам, творческим личностям и всем, кто интересуется тем, что значит быть человеком.
- «Женский портрет» Генри Джеймса, краткое содержание
- «Чума» Альбера Камю, краткое содержание
- «Сила» Наоми Олдерман, краткое содержание
- «Жемчужина» Джона Стейнбека, краткое содержание
- «Притяжение звезд» Эммы Донохью, краткое содержание
- «Идеальная няня» Лейлы Слимани, краткое содержание
- «Представление себя в повседневной жизни» Эрвинга Гофмана, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?