«Сливовая булочка» Джесси Редмон Фаусет, краткое содержание читать ~6 мин.
Книга Джесси Редмон Фаусет «Сливовая булочка: Роман без морали» рассказывает историю молодой чернокожей женщины 1920-х годов, которая решает выдать себя за белую. Являясь якобы историей совершеннолетия, роман содержит сложную трактовку расовых барьеров и гендерного неравенства. Хотя сюжет романа прямолинеен и относительно типичен для билдунгсромана – молодая женщина покидает дом, открывает себя через ряд препятствий, которые ей приходится преодолевать, и, наконец, учится жить счастливо – повествование чревато напряжёнными вопросами о том, что значит быть чернокожей и женщиной в Америке начала XX века.
Первоначально опубликованный в 1928 году, роман считается самым значительным произведением Фаусет, заметной вехой в обширной плеяде работ, созданных чернокожими художниками в эпоху Гарлемского Возрождения.
Гарлемский ренессанс – это изобилие художественных и литературных достижений чернокожих, выросших в нью-йоркском районе Гарлем в первые десятилетия XX века. К известным фигурам, связанным с этой эпохой, относятся поэт Лэнгстон Хьюз, писательница Зора Нил Херстон, джазовый трубач Луи Армстронг и исполнительница Жозефина Бейкер. Хотя Фаусет может быть менее известной фигурой в рамках Гарлемского возрождения, она сыграла значительную роль в его расширении как литературный редактор журнала NAACP «The Crisis», а также как автор четырёх романов и многочисленных эссе, рассказов и стихов. Она также была соавтором и редактором журнала для чернокожих детей «The Brownies’ Book».
Необычно для своего времени, эта книга исследует практику выдавать себя за белого, не вынося при этом жёсткого морального приговора и не наказывая своего главного героя; подзаголовок книги, «Роман без морали», с самого начала указывает на намерения автора. Однако это не означает, что к темам расы и пола относятся легко и упрощённо. Автор использует расистские слоганы и другие подробные формулировки, чтобы ясно показать, что преобладающие взгляды того времени были предрассудками и невежеством. Эти расистские взгляды выражаются в висцеральных, необдуманных реакциях и в тонких, скрытых способах, как и мнения о гендерных ролях. «Булочка со сливой» – это «и» увлекательная история о наступлении совершеннолетия, к которой многие читатели смогут отнестись «и» сложное исследование способов, которыми раса и пол служат для определения и ограничения идентичности и возможностей в равной степени.
Анжела Мюррей, живущая на обычной улице в Филадельфии, является членом растущего среднего класса чернокожих, обладающим потенциалом подняться над своими обстоятельствами, как это сделали её родители до неё. В отличие от темнокожих отца и сестры, Анжела и её мать Мэтти Мюррей – светлокожие негры, которые могут сойти за белых. На протяжении всей юности Анжелы Мэтти берет её с собой в магазины и рестораны, где её отец и сестра не были бы желанными гостями. В то время как Мэтти воспринимает эти походы как весёлые забавы, не имеющие никакого реального значения, Анжела видит в них нечто более значимое и более проблемное: Белизна для Анжелы означает свободу передвижения и власть над обстоятельствами. Расовая идентичность – центральный конфликт в жизни Анжелы.
После смерти родителей Анжела решает переехать в Нью-Йорк – не в шумный центр культурного возрождения чернокожих, каким является Гарлем 1920-х годов, а на Манхэттен. Здесь она будет посещать художественную школу, подружится с несколькими богемными художниками и заведёт романтические отношения, при этом выдавая себя за белую. В отличие от своей сестры Вирджинии, которая гордится своим чёрным происхождением, Анжела воспринимает свою расу как препятствие на пути к тому, чего она желает в жизни, – к вышеупомянутым свободе и власти.
Сменив имя на Анжелу Мори, чтобы ещё больше отдалиться от своей семьи и происхождения, Анжела встречает богатого белого молодого человека Роджера Филдинга, знакомого по художественной школе. Он пышно ухаживает за ней, и хотя она не испытывает к нему особенно сильных чувств, она находит его богатство и статус привлекательными, средством для достижения конечного результата – финансовой безопасности и социального престижа. Она решает выйти замуж за него, а не за влюблённого Энтони Кросса, который посвятил себя роли голодающего художника.
Ухаживание Анджелы за Роджером сопровождается расистскими диатрибами Роджера против чернокожих, которых он считает недочеловеками. Когда в город приезжает её сестра Вирджиния, Анжела отвергает её, чтобы не рисковать раскрыть свою истинную расовую принадлежность.
Спустя много месяцев Анджела убеждается, что Роджер готов сделать ей предложение, но он предлагает не брак, а сексуальную связь, держа Анджелу в любовном гнёздышке и пичкая её материальными благами, которые ей не по карману. После первоначального шока и отказа она в конце концов уступает желаниям Роджера. Она жаждет безопасности больше, чем респектабельности, которая, по её мнению, не так важна, как свобода, которую, как ей кажется, она находит в богатстве и социальном положении Роджера.
Однако через несколько месяцев отношения портятся, так как Анжела становится все более притягательной для Роджера. Он разрывает отношения, оставляя её одинокой, но ясно осознающей, что она не любила его по-настоящему. Несмотря на новую работу и новые знакомства, она не может избавиться от тревоги, связанной с финансовой незащищённостью и отсутствием любви. Она вспоминает Энтони и решает, что была глупа, отрицая свои чувства к нему. Они снова встречаются, и она ещё сильнее влюбляется в него, узнав его трагическую историю: Его отец был убит во время линчевания, потому что, как выяснилось, Энтони тоже чернокожий. Энтони отрицает, что он выдаёт себя за белого. Он просто предпочитает не называть себя чернокожим, если этого не требует ситуация. Анжела решает открыть ему свой секрет, надеясь, что они будут счастливы вместе в их борьбе за то, чтобы стать художниками.
Однако Энтони открывает, что он, увы, уже помолвлен с сестрой Анжелы, Вирджинией, которая на самом деле все ещё влюблена в их друга детства, Мэтью. Жестокая ирония ситуации неизбежна, но Анжела решает с головой окунуться в творчество, надеясь выиграть стипендию для учёбы во Франции и оставить свои проблемы позади.
Она добивается успеха в своём начинании, как и другая (открыто) чернокожая студентка, мисс Пауэлл. Когда спонсоры лишают мисс Пауэлл стипендии из-за того, что она чернокожая, Анжела, наконец, публично признается, что она тоже чернокожая. Несмотря на потерю стипендии и возвращение в Филадельфию, Анжела менее беспокойна, чем прежде, и уверена в своей истинной сущности. Она навещает Мэтью, который рассказывает, что тоже влюблён в Вирджинию. Анжела, желая загладить свою вину перед любимой сестрой, уговаривает Мэтью признаться в любви к Вирджинии.
После недолгого пребывания в Филадельфии Анжела отправляется во Францию, несмотря на то, что ей отказали в стипендии, используя пожертвования сочувствующих белых друзей и средства, вырученные от продажи дома её родителей. Во Франции она пишет картины и тоскует по Энтони. В это время Мэтью открывает свою любовь к Вирджинии, и Вирджиния разрывает помолвку с Энтони, зная, что его настоящая любовь – Анжела. Роман заканчивается в канун Рождества в Париже, когда Анжела читает записку от своей сестры, в которой та сообщает, что прислала замечательный подарок: это, конечно же, Энтони, и Анжеле гарантирован счастливый конец.
- «Мраморный фавн» Натаниэля Хоторна, краткое содержание
- «Марианела» Бенито Переса Гальдоса, краткое содержание
- «Милосердные» Киран Миллвуд Харгрейв, краткое содержание
- «Лароуз» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли, краткое содержание
- «Под сетью» Айрис Мёрдок, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?