«Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса, краткое содержание читать ~6 мин.
Амброуз Бирс, американский писатель и ветеран Гражданской войны, написал «Случай на мосту через Совиный ручей» в 1890 году. Рассказ Бирса был впервые опубликован в «The San Francisco Examiner», а затем вошёл в его сборник «Рассказы солдат и гражданских лиц», опубликованный в 1891 году. Рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» («An Occurrence at Owl Creek Bridge») считается одним из лучших произведений Бирса за использование техники повествования «поток сознания» и путешествие героя, а также за исследование темы смерти.
Большинство рассказов Бирса – это историческая фантастика, действие которой происходит во время Гражданской войны. Его исследование ужасов войны закрепило его рассказы в литературном каноне Америки. На основе этого рассказа был снят французский фильм «Река хибу» (La Rivière du hibou, 1961). Этот фильм транслировался в США как эпизод телесериала «Сумеречная зона». В 2005 году рассказ был вновь адаптирован в виде короткого психологического триллера.
Рассказ находится в общественном достоянии, и его можно бесплатно найти в интернете.
Рассказ написан в трёх частях в прошедшем времени от третьего лица. Однако на мгновение в третьей части Бирс переключается на настоящее время. Первая часть начинается с того, что безымянного человека собираются повесить на железнодорожном мосту, который, как позже узнают читатели, является мостом Совиный ручей в северной Алабаме. По словам рассказчика, позади него стоят “его палачи – два рядовых солдата федеральной армии” и их командир. На концах моста стоят солдаты, которым поручено следить за тем, чтобы никто не перешёл мост. Другие солдаты наблюдают за повешением со склона холма, ведущего к реке внизу. Никто не двигается, кроме людей на мосту.
Читатель узнает, что повешенному около 35 лет и он гражданский человек. Он хорошо выглядит и, судя по его одежде, кажется плантатором. Рассказчик описывает его с «добродушным выражением лица, которого вряд ли можно было ожидать от человека, чья шея была в пеньке». Мужчина стоит на доске, поддерживаемой весом сержанта. Она подстроена так, чтобы упасть, когда груз уберут. Человек ожидает своей участи. Он видит дрейфующий кусок дерева. Он замечает, что поток вялый.
Мужчина решает закрыть глаза, готовясь к смерти. Он пытается думать о своей жене и детях, но не может. Его отвлекает окружающая сцена. К этому отвлечению добавляется звук, который «он не мог ни игнорировать, ни понять: резкий, отчётливый, металлический звук, похожий на удар кузнечного молота по наковальне». Он пронзает тишину вокруг него. Мужчина приравнивает его к предсмертному крику. Но это всего лишь звук его часов.
Мужчина думает о том, как спастись, освободив руки и прыгнув в воду. Он считает, что сможет избежать пуль и доплыть до дальнего берега. Пока он размышляет об этом, капитан кивает сержанту, и тот сходит с настила.
Во второй части читатель знакомится с человеком по имени Пейтон Фаркухар, который, по словам рассказчика, является плантатором из «весьма уважаемой алабамской семьи». Фаркухар – сторонник сецессии, преданный делу Юга. Он хочет сражаться в армии Конфедерации, но не может по причинам, которые неясны читателю. Фаркухар жаждет славы и солдатской жизни.
Желание Фаркухара стать героем Юга, кажется, получает ответ, когда к нему в дом приходит солдат Конфедерации и сообщает, что янки чинят железную дорогу и достигли моста Совиный ручей. Был издан приказ Союза, который гласил: “Любое гражданское лицо, пойманное за вмешательство в работу железной дороги, её мостов, туннелей или поездов, будет повешено”. Фаркухар видит свой шанс стать героем, саботируя железную дорогу. Он спрашивает о мосте и его местонахождении. После наступления темноты того же солдата видят возвращающимся к мосту. На самом деле он был разведчиком Союза.
Часть 3 начинается с того, что Фаркухар падает с моста. Читатель понимает, что безымянный человек из первой части и Фаркухар – одно и то же. Фаркухар на мгновение теряет сознание, а когда приходит в себя, чувствует давление верёвки на шее. Он задыхается и не может сформировать мысли. Он чувствует, что раскачивается, как маятник. Вдруг верёвка обрывается. Фаркухар падает в воду и погружается на дно.
Он начинает подниматься к поверхности и думает: “Я не хочу быть застреленным”. Он пытается освободить руки, и вскоре ему это удаётся. Он снимает петлю. Теперь Фаркухар чувствует новую боль. Его голова горит, а сердце “пытается вырваться через рот”. Он выбирается на поверхность и начинает остро осознавать окружающий мир, видя не просто деревья, а отдельные деревья с их листьями и даже насекомых, которые на них сидят. Фаркухар замечает мост с солдатами. Они кричат на него. Они кажутся ему “гротескными и ужасными, их формы гигантскими”. Солдаты стреляют в него.Фаркухар смотрит через прицел винтовки на глаз стреляющего человека. Он замечает, что глаз серый, и вспоминает, что “читал, что серые глаза самые зоркие и что они были у всех знаменитых стрелков”. Выстрел промахивается.
Вскоре Фаркухар попадает в течение, которое переворачивает его. Он слышит позади себя какой-то звук и узнает в нём голос лейтенанта. Он не солдат, но знает, что означает это песнопение. Лейтенант собирается вызвать на себя огонь всего подразделения. Фаркухар ныряет под поверхность, чтобы избежать брызг выстрелов вокруг себя. Пули бьют по нему под водой. Он чувствует, как одна застряла между воротником и шеей, и вытаскивает её.
Поднявшись на воздух, Фаркухар замечает, что находится дальше от моста и орудий. Солдаты перезаряжаются и снова стреляют. С моста доносится громкий шум, и реку сотрясает взрыв. Пушка выстрелила. Ядро пролетает над его головой и летит в лес. Фаркухар замечает, что дальше они будут использовать гранатомёт.
В конце концов, его выплёвывает на берег реки. Фаркухар скрыт от солдат и плачет от радости. Он не хочет уходить с этого места, но гранатовый выстрел над головой раскалывает его. Он вскакивает на ноги и бежит в лес.
К вечеру Фаркухар устал и проголодался, но он не может отдохнуть, потому что хочет вернуться к жене и детям. Он находит дорогу, которая идёт в нужном ему направлении. Он смотрит вверх и видит звезды, которые “выглядят незнакомыми и группируются в странные созвездия”.
Он снова замечает, что у него болит шея. Он понимает, что она опухла, а глаза заслезились. Его мучает жажда. Он засыпает на ходу. Когда он просыпается, он смотрит на ворота своего дома. Все залито утренним солнцем. Повествование переходит в настоящее время, когда Фаркухар входит в свой дом после ночного путешествия. Он видит свою жену и тянется к ней. В этот момент он чувствует резкую боль.
Все смолкает, и рассказчик подтверждает, что «Пейтон Фаркухар был мёртв». Ему не удалось избежать повешения. Его шея сломана, и он качается на мосту Совиного ручья.
- «Заколоченное окно» Амброза Бирса, краткое содержание
- «Диалог: Я и Ты» — шанс остановиться у края пропасти
- V сезон Транссибирского фестиваля. Счастливый билет судьбы и эстафета добрых дел Вадима Репина
- В Новосибирске завершился Рождественский фестиваль искусств
- Выставка к юбилею художника Сергея Меньшикова в Новосибирске
- Исповедальня на колёсах, изобретатели кинематографа, модель на ринге
- Судьбоносная встреча на Невском проспекте. К назначению нового дирижёра Новосибирского симфонического академического оркестра
- Новосибирская картинная галерея
Комментирование недоступно Почему?