«Волшебный фонарь» Тимоти Гартона-Эша, краткое содержание читать ~7 мин.
«Волшебный фонарь» – нехудожественное произведение 1989 года, написанное британским историком Тимоти Гартоном-Эшем. Гартон-Эш – специалист по европейским исследованиям с большим опытом написания работ по истории Восточной Европы. «Волшебный фонарь» – его третья книга об этом регионе, написанная после нескольких лет работы над репортажами о культуре и политике Восточной Европы при коммунизме. В настоящее время он является профессором европейских исследований в Оксфордском университете, профессорским стипендиатом Исайи Берлина в колледже Святого Антония, Оксфорд, и научным сотрудником Гуверовского института Стэнфордского университета. Все цитаты относятся к изданию этого текста 2019 года, включая дополнительную главу, написанную для этого издания, и сохраняют британскую орфографию.
Работа открывается воспоминаниями Гартона Эша о его поездке в Польшу во время парламентских выборов 1989 года, первых конкурентных демократических выборов в этой стране после распада Советского Союза. Он находит себя произносящим импровизированную речь, которая, по его мнению, свидетельствует о его более широком проекте в этой работе. Хотя Гартон-Эш – дипломированный историк с научным опытом работы в Восточной Европе, эта книга представляет собой его личные размышления о политических революциях 1989 года, в результате которых Восточная Германия, Польша, Чехословакия и Венгрия, среди прочих стран, перешли от коммунистического однопартийного правления к конкурентным парламентским демократиям в качестве независимых государств.
Гартон-Эш считает, что его взгляд на события отражает непосредственность его перспективы. Он фокусируется только на тех странах, которые он посетил в 1989 году: Чехословакии, Польше, Венгрии и Германской Демократической Республике, хотя коммунистические правительства пали во всем регионе с 1989 по 1991 год. Таким образом, ему не хватает традиционного для историка дистанцирования от событий или использования архивных материалов, он полагается в основном на свои собственные впечатления и знания и открыто говорит о своей сильной симпатии к революционерам, а не к тем, кто им противостоял. Он признаёт, что его относительный оптимизм и энтузиазм по отношению к революциям может не подтвердиться более поздними историками, но заверяет читателя в том, что его впечатления честны и достоверны.
Затем Гартон-Эш описывает политическую ситуацию в Польше в 1988 и начале 1989 года. Солидарность» («Солидарность»), основное оппозиционное движение и профсоюз страны, возглавляла серию рабочих забастовок по мере ухудшения экономической ситуации в стране. Наконец, правительство согласилось разрешить частично свободные выборы в июне 1989 года – контекст для вступительной речи Гартона Эша. Гартон-Эш отмечает, что и в Венгрии, и в Польше существовало напряжение между стремлением к совершенно новой системе и реструктуризацией существующей, поэтому он называет обе эти ситуации «революциями», а не полноценными революциями.
Выборы в Польше в июне 1989 года стали широко отмечаемым событием, вызвавшим народный энтузиазм, по сравнению с цинизмом по отношению к бессмысленным коммунистическим выборам предыдущих лет. «Солидарность» разгромила кандидатов от коммунистической партии и своих конкурентов и, поскольку новое правительство признало результаты выборов, оказалась в доминирующем положении лидера.
После серии переговоров и переговоров было сформировано новое правительство, которое взяло на себя обязательства по экономической модернизации и рыночной экономике, так как усиливающийся инфляционный кризис усилил политическое давление на режим, чтобы заставить его принять реальность политического перехода. Лидеры «Солидарности» были несколько ошеломлены переменами в своей судьбе, поскольку многие из них были политическими заключёнными и диссидентами.
Руководство Советского Союза, которое исторически внимательно следило за политической деятельностью восточноевропейских государств, также смирилось с политическим переходом.
Второй пример в работе касается политического перехода в Венгрии. В этой стране коммунистическая партия сама признала свой кризис политической нелегитимности. Это потребовало открытого признания политической истории страны, в частности, неудавшейся революции 1956 года, лидеры которой были убиты и похоронены в безымянных могилах после подавления восстания советскими военными.
Похороны бывшего премьер-министра Имре Надь в июне 1989 года стали мощным символом нового согласия со свободой слова и пересмотра прошлого. Спустя несколько месяцев коммунистическая партия Венгрии вступила в переговоры с оппозиционными партиями о свободных выборах и правовой реформе, официально распустила себя и вновь сформировалась как социалистическая партия. Похороны Надь, утверждает Гартон-Эш, оказали на Венгрию такое же влияние, как парламентские выборы в Польше.
Далее Гартон-Эш описывает падение Берлинской стены в 1989 году, событие как национального, так и международного значения. Германская Демократическая Республика (ГДР), в просторечии известная как Восточная Германия, была обязана своим существованием отчасти отсутствию свободного передвижения между ней и Западной Германией. Как региональные, так и внутренние события диктовали выход из этого тупика: Объявление Венгрией открытых границ с Австрией летом 1989 года позволило гражданам ГДР пересечь границу, а протесты, начавшиеся в Лейпциге, создали массовое движение в пользу политической свободы и свободного прохода через стену.
Когда советские лидеры дали понять, что не будут вмешиваться или защищать режим, руководство ГДР пошло навстречу народным требованиям. Вскоре это привело к призывам к созданию единого объединённого немецкого государства и единой валюты, при минимальной симпатии к социализму в стране, несмотря на надежды некоторых восточных немцев, которые надеялись сохранить приверженность социальному равенству, покончив с политическими репрессиями. Гартон-Эш изображает немецкую революцию как растущее развитие национального самосознания и успешное стремление к самоопределению.
Последний пример работы, Чехословакия, посвящён примерно трём неделям политических преобразований в Праге в ноябре и декабре 1989 года. После студенческих протестов продемократическое движение Чехословакии организовалось в Гражданский форум со штаб-квартирой в пражском театре «Волшебный фонарь» и драматургом Вацлавом Гавелом в качестве фактического лидера движения. Гартон-Эш имел персональный билет в театр и был единственным иностранным наблюдателем на встречах. В собраниях участвовали давние диссиденты и интеллектуалы, рабочие, прокапиталистические экономисты, католики и радикальные левые, которые вместе составили ряд требований к новому правительству с некоммунистическим руководством.
Гартон-Эш отмечает праздничную атмосферу неформальных открытых дебатов в театре и регулярное участие в пресс-конференциях между встречами, чтобы гарантировать, что послание Форума дойдёт до общественности и всего мира. Он отмечает уникальную личность Гавела и его преданность своему делу. Форум открыто воспринял наследие «Пражской весны» 1968 года, неудавшейся революции в Чехословакии, а также приветствовал участие католической церкви. Эта коалиция за национальное обновление, а также внимательное отношение к опыту других стран Восточной Европы помогли Форуму добиться быстрого успеха без применения насилия.
В оригинальном заключении работы, написанном в 1990 году, Гартон-Эш размышляет о значении 1989 года не только для Восточной Европы, но и для всего европейского континента и мира. Он утверждает, что 1989 год показал полный крах коммунизма как идеологии организации государств и оправдал либеральную демократию и рыночную экономику. Он отмечает, что отсутствие уважения к свободе слова и достоинству личности при советском коммунизме становилось все более несостоятельным по мере снижения уровня жизни.
Он предполагает, что новый всплеск национального единства в регионе не обязательно является признаком грядущего разрушительного националистического конфликта. Хотя он признаёт, что коммунистические общества породили уникальную социальную сплочённость и опыт, он предполагает, что реальным последствием 1989 года станет принятие либеральных европейских ценностей, включая зарождающееся Европейское сообщество, предшественник Европейского союза.
В своём послесловии, написанном в 2019 году, Гартон-Эш отмечает, что значение протестов против коррупции все ещё очень заметно в Восточной Европе, а растущая волна ксенофобии и популизма говорит о том, что он, возможно, был слишком самодоволен относительно способности демократии выстоять. Венгрия при Викторе Орбане становится все более националистической, антисемитской и поддерживающей однопартийное правление, что говорит о том, что сам ЕС не является гарантией против авторитаризма.
Хотя некоторые из этих тенденций разочарования в современности и капитализме заметны в Великобритании и США, он полагает, что боли посткоммунистического переходного периода объясняют его рост в Восточной Европе. Продолжающаяся коррупция, когда бывшие партийные лидеры восстанавливают свою жизнь в качестве олигархов, и тенденция молодёжи к эмиграции в другие страны ЕС являются другими важными факторами, способствующими продолжающимся культурным и политическим переходам в Восточной Европе. Гартон-Эш сохраняет осторожный оптимизм в отношении того, что молодые поколения европейцев будут продолжать бороться за демократию, как это делали их родители в 1989 году.
- «Обычный человек» Пола Русесабагины, краткое содержание
- «Игра в ложь» Рут Уэйр, краткое содержание
- «Горничная» Ниты Проуз, краткое содержание
- «Лотерея» Ширли Джексон, краткое содержание
- «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса, краткое содержание
- «Сходство» Таны Френч, краткое содержание
- «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?