«Титуба из деревни Салем» Энн Петри, краткое содержание читать ~4 мин.
Исторический роман Энн Петри «Титуба из деревни Салем» (1964), считающийся сегодня одним из самых влиятельных произведений американской послевоенной художественной литературы для взрослых, воссоздаёт истерию, связанную с процессом над ведьмами 1692 года в пуританском Массачусетсе.
В центре романа – историческая личность Титубы Индиан (1674-1693), карибской рабыни преподобного Сэмюэля Пэрриса (1653-1720), священника крошечной сельской церкви, потрясённой обвинениями в колдовстве, выдвинутыми 10 девочками-подростками, обвинениями, которые привели к более чем 150 арестам и в конечном итоге к 19 казням. Титуба сама была обвинена в колдовстве и после интенсивных допросов и избиений призналась. На момент публикации романа Петри (1908-1997) была одной из самых плодовитых и успешных чернокожих писательниц Америки; её первый роман «Улица» (1946), рассказывающий о чернокожей матери-одиночке, воспитывающей своих детей в послевоенном Гарлеме, сегодня считается первым бестселлером, написанным чернокожей женщиной.
Опубликованная в разгар движения за гражданские права чернокожих, «Титуба» представила сочувственный портрет благородной женщины-рабыни, втянутой в истерию и паранойю охоты на ведьм. Роман представил читательской аудитории YA сложные вопросы религиозного лицемерия и нетерпимости, дегуманизации чернокожих в рамках института рабства, мрачной психологии козла отпущения (обвинения в несчастьях и неудачах определённой группы людей) и, в конечном счёте, утверждения человеческого духа, способного пережить трудные времена.
В конце 1688 года Титуба и её муж Джон, рабы в доме Сюзанны Эндикотт на Барбадосе, продаются преподобному Сэмюэлю Пэррису из Бостона. Преподобный Пэррис надеется стать священником. Когда его семья – больная жена, дочь Бетси и племянница Эбигейл Уильямс – прибывает в Бостон, ему несколько месяцев не предлагают подходящую должность. В это время сосед Сэмюэль Конклин замечает природные способности Титубы к прядению ткани и учит её работать на ткацком станке. Преподобный Пэррис соглашается на должность в деревне Салем к северу от Бостона, хотя считает, что церковь намного ниже его по статусу.
В Салеме Титуба изо всех сил старается помочь восстановить пасторский дом и сад, которые давно заброшены. Чтобы скоротать время, она делится с девочками и их друзьями экзотическими историями о жизни на своём острове. Джон устраивается на работу в местную таверну, а Титуба, большую часть дня находящаяся в одиночестве, подружилась с бездомной кошкой. Девочки спрашивают Титубу, может ли она предсказывать судьбу – подруга, Мерси Льюис, подневольная служанка семьи Путнам, приносит в пасторат колоду карт таро. Титуба неохотно соглашается предсказать судьбу девочек, хотя знает, что будут неприятности, если станет известно, что карты таро находятся в доме пастора.
Титуба встречает Сару Гуд, бездомную бродяжку, и её ребёнка Доркас, которые приходят в пасторат, прося еды. Ходят слухи, что госпожа Гуд – ведьма, и преподобный Пэррис наставляет Титубу давать Саре Гуд все, что она попросит. Во время одного из визитов ребёнок оставляет после себя куклу, которую Доркас назвала Пейшенс Муленхорс, сделанную из кукурузных ошмётков. Абигейл замечает, что Доркас воткнула в куклу колючки. Когда Эбигейл бросает куклу в огонь, она начинает кричать. Позже они узнают, что девушка в деревне с таким же именем погибла в результате ужасного несчастного случая, связанного с пожаром.
Вскоре после этого Эбигейл, Бетси и несколько их друзей начинают проявлять странное поведение. Они вдруг начинают кричать, лаять или истерически смеяться. Они машут руками, как будто пытаются взлететь. Они падают на пол в неконтролируемых судорогах. Они рассказывают истории о том, как Сатана приходит к ним в видениях. В городе решают, что девушки заколдованы. Истерия нарастает. Чтобы установить, кто околдовал девочек, одна из соседок Титубы печёт ведьмин пирог из дорогой ржаной муки и мочи девочек – лакомство, по народным поверьям, неотразимое для ведьм. Совершенно случайно Титуба, Сара Гуд и пожилая соседка Сара Осберн приходят в дом вместе, и их опознают как ведьм, мучающих девочек.
Преподобный Пэррис, желая вычислить ведьм, допрашивает Титубу, даже избивает её, чтобы заставить признаться. Не зная, что делать, она даёт признательные показания, чтобы прекратить избиения. На последующем суде свидетели дают явно фальшивые показания о виновности женщин. Во время суда девочки бьются в припадке, кричат и бегают по дому собраний. Всех трёх женщин признают виновными и отправляют в королевскую тюрьму в Бостоне.
Всё больше жителей Салема обвиняются в колдовстве, и тюрьмы пустеют. Некоторых, как Сару Гуд, вешают. Другие, как Сара Осберн, умирают в тюрьме. Остальные, как Титуба, томятся в тюрьме. Наконец, спустя несколько месяцев, королевский губернатор прекращает суды над ведьмами и приказывает очистить тюрьмы, как только обвиняемые смогут оплатить счёт за своё заключение. У Титубы нет денег, и она остаётся в тюрьме, пока Сэмюэл Конклин, тот самый добрый сосед из Бостона, не оплачивает её счёт. Затем Конклин устраивает Титубу и Джона на работу в своё хозяйство, где два раба живут полноценной и полезной жизнью.
- «Гарриет Табмен: Проводник на подземной железной дороге» Энн Петри, краткое содержание
- Русская культура во времена Петра I
- Вклад Елизаветы Петровны в развитие русской культуры
- Влияние петровских реформ на развитие русской культуры
- Выставка Игоря Петрова в Академии Художеств СПб
- Днепропетровский музей приглашает на выставку пейзажей родного края
Комментирование недоступно Почему?