«Грешники в руках разгневанного Бога» Джонатана Эдвардса, краткое содержание читать ~6 мин.
«Грешники в руках разгневанного Бога» – это проповедь, написанная Джонатаном Эдвардсом, пастором конгрегационной церкви в Нортгемптоне, штат Массачусетс, в 1741 году, в период Первого Великого пробуждения. Эдвардс произнёс эту проповедь с замечательным эффектом 8 июля 1741 года в Энфилде, штат Коннектикут, во время тура пробуждения, и вскоре после этого она была опубликована в Бостоне. Несмотря на то, что стиль «адский огонь и сера» не характерен для работ Эдвардса, она быстро стала его самой известной публикацией и в последующие века стала олицетворением кальвинистской фиксации на грехе и проклятии ранних пуритан Новой Англии.
«Грешники» – самый известный текст периода Великого пробуждения, религиозного движения возрождения, которое произошло в британских колониях Северной Америки от Мэна до Джорджии в 1740-х годах и в котором Эдвардс сыграл влиятельную роль как проповедник и апологет. Книга «Грешники» была антологизирована бесчисленное количество раз и многими считается величайшей проповедью в американской литературе.
Проповедь «Грешники» следует типичной четырёхчастной структуре большинства пуританских проповедей: библейский текст, доктрина, доказательство и применение. Проповедь начинается с эпиграфа из Писания, который Эдвардс объясняет, чтобы прийти к доктрине проповеди. Текст Эдвардса – это стих из Второзакония: “Нога их соскользнёт в своё время”.
Объясняя, что стих относится к “нечестивым неверующим израильтянам”, нарушившим Моисеевы законы, Эдвардс выделяет четыре следствия из текста: Грешные израильтяне всегда были подвержены уничтожению – фактически, внезапному, неожиданному уничтожению; нечестивые могут пасть сами; и единственная причина, по которой они ещё не были уничтожены, заключается в том, что ещё не пришло назначенное Богом время. Эдвардс обобщает эти положения в «Наблюдении», которое представляет собой доктрину проповеди: “Ничто не удерживает нечестивых людей в любой момент от ада, кроме одного лишь Божьего благоволения”.
В следующем разделе проповеди Эдвардс демонстрирует истинность этого утверждения в 10 перечисленных доказательствах, или «Соображениях»:
Бог всемогущ; Он может уничтожить грешника так же легко, как человек может раздавить червяка или перерезать шёлковую нить паука.
Нечестивые заслуживают проклятия; божественная справедливость требует, чтобы грешник был брошен в ад.
Более того, нечестивые уже осуждены праведным Божьим правосудием; их удел – ад.
Они являются объектами того же Божьего гнева, что и проклятые, которые уже страдают в аду; на самом деле Бог гневается на многих живых сильнее, чем на тех, кто уже терпит пламя вечных мук.
Сатана готов схватить нечестивых, как только Бог разрешит ему; ад открывает свою пасть, чтобы принять грешников, и демоны собираются, как голодные львы, чтобы пожрать их.
В душах нечестивых людей заложены адские принципы, которые вырвались бы в адский огонь и поглотили их, если бы Бог временно не предотвратил это. Испорченность человека безгранична в своей ярости и без Божьей сдержанности испепелила бы его душу.
Даже если средства смерти не видны, это не должно утешать нечестивых. Естественные средства смерти бесчисленны и обычно невидимы; Богу не нужно чудо, чтобы уничтожить тех, чьё нечестие оскорбляет Его.
Благоразумие и осторожность не могут защитить человека от Божьего гнева; их мудрость не даёт никакой защиты.
Люди, полагая, что их сообразительность позволит им избежать проклятия, обманывают себя относительно своих вечных перспектив. Если бы мы могли услышать, как несчастный грешник оплакивает свою участь в аду, он бы сетовал, что смерть пришла внезапно и незаметно, как вор, перехитривший его, и горько проклинал бы собственную глупость.
Бог никогда не обещал ни на минуту не выпускать грешного (или «естественного») человека из ада. Единственное обещание спасения – это спасение, обеспеченное жертвой Христа, известное как завет благодати, который распространяется только на верующих, принимающих Христа как Спасителя и возрождённых в Нем. Молитвы и добрые дела ничего не могут дать для спасения; только покорность Христу может спасти человека от проклятия.
Эдвардс завершает раздел проповеди, посвящённый доказательствам, одним сильным предложением, в котором пункт за пунктом суммируются 10 утверждений, сделанных им в поддержку своей доктрины.
Переходя к «Применению», Эдвардс объясняет использование доктрины для духовного блага своих слушателей. Его изложение гибельной участи грешника призвано пробудить необращенных в общине, пока ещё не упущена возможность искупления. Обращаясь непосредственно к своей аудитории, он говорит, что приведённый им пример относится к каждому из них, кто находится вне Христа. Хотя они не осознают этого, они висят над пламенем Божьего гнева, как бы в воздухе, не имея никакой опоры, кроме Божьего благоволения.
Эдвардс наглядно изображает Божий гнев и ненавистную греховность своих слушателей в серии стремительных образов: Нечестие подобно свинцовому грузу, тянущему невозрожденных к аду, если бы не поддержка Бога; земля и солнце отшатываются от одиозного присутствия нечестивых в Его творении; гнев Божий подобен чёрным грозовым тучам, грозящим обрушиться на грешника, или запруженным потокам воды, постоянно увеличивающимся и жаждущим выхода. Подобно невидимым стрелам, Божья месть поразит ничего не подозревающего грешника средь бела дня.
Эдвардс призывает слушателя задуматься о своей полной беспомощности и оскорбительности для Бога; подобно пауку или насекомому, он удерживается Богом над адской ямой и зависит только от Его промедления, чтобы избежать гибели в каждое мгновение. Ничто в силах грешника не может обеспечить ему ни малейшей степени безопасности. Хорошее здоровье, доброжелательные намерения и стремление к святости ничего не стоят; только обращение сердца через возрождение во Христе может искупить греховность и привести к спасению.
Эдвардс развивает четыре положения о Божьем гневе на нечестивых людей, чтобы его аудитория задумалась над ними: “Гнев, которому они подвергаются, – это гнев бесконечного Бога, невообразимый в Его величии и силе; Божий гнев невообразимо яростен и будет исполнен на грешниках без всякой жалости; Бог сделает их страдания зрелищем, чтобы показать вселенной весь ужас Его гнева; Божий гнев вечен; наказание грешника, следовательно, бесконечно и невообразимо в своих страданиях. Удивительно, что многие из тех, кто сейчас сидит в церковных залах, ещё не брошены в ад, учитывая нечестие их сердец; многие могут оказаться там до конца года, если не завтра утром”.
Проповедь завершается настоятельным призывом Эдвардса, чтобы его слушатели воспользовались предоставленной им необыкновенной возможностью прийти ко Христу. День милосердия близок, и многие стекаются в Царство Божье из окрестных городов, даже из Саффилда, соседа Энфилда. Эдвардс поочерёдно обращается к пожилым, молодым людям и детям города, призывая каждую группу не пренебрегать драгоценным временем искупления. Этот день – день благосклонности и прощения для одних, но запомнится другим как день удивительного возмездия.
Божий дух сейчас изливается на землю, как во времена апостолов Христа, и Он спешно собирает тех, кто будет спасён. Те, кто отвергает дар благодати, будут ослеплены и срублены, как дерево, отказывающееся приносить добрые плоды. Проповедь завершается наставлением, напоминающим о верных евреях, которые бежали из Содома, когда Бог обратился против его нечестивых жителей: “Спешите и спасайтесь для жизни вашей, не оглядывайтесь назад, бегите на гору, чтобы вам не погибнуть”.
- «Смертные машины» Филипа Рива, краткое содержание
- «Бег с ножницами» Огастена Берроуза, краткое содержание
- «Шугги Бейн» Дугласа Стюарта, краткое содержание
- «Мисс Брилл» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «Серебряное крыло» Кеннета Оппеля, краткое содержание
- «Дочь Раппаччини» Натаниэля Хоторна, краткое содержание
- «Один за другим» Рут Уэйр, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?