«Нет будущего без прощения» Десмонда Туту, краткое содержание читать ~6 мин.
Первоначально опубликованная в 1999 году книга «Нет будущего без прощения» – это мемуары Десмонда Мпило Туту. Туту получил Нобелевскую премию мира в 1984 году за свои усилия по прекращению апартеида в Южной Африке. Он служил архиепископом англиканской церкви в Кейптауне, а затем возглавил Комиссию правды и примирения (КИП), созданную президентом Манделой для борьбы со злодеяниями апартеида.
Хотя мемуары Туту посвящены его работе в КИП в период с 1995 по 1998 год, в них также подробно описаны исторические события и его собственный опыт чернокожего южноафриканца с 1960 по 1994 год, то есть период, который расследовала КИП. Книга стала международным бестселлером, и курсы по правам человека часто включают её в программу для чтения.
В начале книги Туту рассказывает о значении первых демократических выборов в Южной Африке 27 апреля 1994 года, которые стали переломным моментом в истории страны. Туту решил поехать в «гетто» Йоханнесбурга, чтобы отдать свой голос. Чернокожие южноафриканцы, которых долгое время угнетали и лишали права голоса, почувствовали гордость и воодушевление от самого акта голосования. Этот момент стал освободительным и для белого населения страны, поскольку оно почувствовало, что позор апартеида снят. В тот день Южная Африка была в центре внимания всего мира. Несмотря на опасения по поводу насилия, выборы прошли мирно, и Нельсон Мандела стал первым демократически избранным президентом Южной Африки – первым чернокожим президентом.
Туту объясняет, как этот день наступил именно тогда, когда он наступил. Окончание холодной войны не позволило южноафриканским лидерам приравнять сопротивление апартеиду к коммунизму. В результате настойчивое давление со стороны тех, кто подчёркивал несправедливость апартеида внутри страны и за рубежом, стало иметь больший эффект. Южная Африка также почувствовала на себе укор экономических санкций. Подчёркивая важность лидеров, Туту утверждает, что белый президент ЮАР Ф. В. де Клерк и фактический лидер сопротивления Мандела были именно теми людьми, которые смогли договориться о мирном прекращении апартеида и переходе к демократии. За это оба получили Нобелевскую премию мира.
После установления демократической системы начались дебаты о том, как новому правительству следует поступить с многочисленными преступлениями, совершенными в эпоху апартеида. Нюрнбергская модель, которую союзники использовали после окончания Второй мировой войны, направлена на то, чтобы добиться возмездия от виновных в злодеяниях и отдать их под суд.
Объясняя, что эта модель была непрактичной для Южной Африки, Туту отмечает, что белые люди не сдали власть безоговорочно и что ресурсов было недостаточно для проведения такого количества судебных процессов. Он также отвергает идею всеобщей амнистии, при которой прошлые преступления стираются и забываются. Это было неприемлемо для жертв. В итоге Южная Африка выбрала модель КИП: Люди, совершившие злодеяния, могли обратиться за амнистией, которая предоставлялась в случае полного и правдивого признания. Эта модель направлена на исцеление и реинтеграцию преступников в общество, опираясь на восстановительное правосудие. Жертвы могут делать заявления, подробно описывая свой опыт и озвучивая свои истории, чтобы выпустить гнев и тем самым помочь достичь мира. На протяжении всех своих мемуаров Туту отстаивает эту модель как единственную, которая могла привести к единству Южной Африки, что было необходимо для успеха нации.
Однако, учитывая жестокость апартеида, эту модель было нелегко продать. Когда Национальная партия ввела апартеид после избрания в 1948 году, она насильно выселила чернокожих из их домов и поселила их в бантустанах, которые были похожи на резервации и иногда находились за сотни миль. Апартеид ограничил их этими территориями, и для передвижения им требовались пропуска. Обедневшие, они получали неадекватное медицинское обслуживание и плохое образование.
Белое меньшинство – около 20% населения в то время – занимало примерно 85-90% земли. Национальная партия запретила чернокожим принимать участие в управлении страной и жестоко подавляла любое сопротивление политике апартеида. В 1960 году в Шарпевиле чиновники апартеида убили 67 чернокожих сопротивленцев, прибывших без пропусков на мирный протест.
После этого правительство запретило Африканский национальный конгресс (АНК) и другие организации, выступающие против апартеида. Кроме того, оно задержало лидеров сопротивления и приговорило их к длительным тюремным срокам. Когда сопротивление продолжалось и вело партизанскую войну, правительство выслеживало и казнило их. Иногда правительство выдавало эти преступления за работу дружинников и обвиняло в них сопротивление. Многие хотели отомстить, но Мандела успешно создал поддержку модели примирения. Проведя 27 лет в тюрьме, подвергаясь пыткам и унижениям, Мандела имел законное право просить прощения у других преследуемых людей.
Из практических соображений КИП должен был ограничить расследование злодеяний периодом с резни в Шарпевиле в 1960 году до избрания Манделы в 1994 году. Будучи председателем КИП, Туту слышал о невообразимых ужасах. Он приводит несколько примеров таких преступлений, чтобы показать дегуманизацию, которую породил апартеид.
Члены сопротивления порой копировали развратное поведение своих угнетателей, пытая и убивая тех, кого они считали предателями, и взрывая невинных людей. Христианская вера Туту заставляет его решительно осуждать такие действия, но не тех, кто их совершает, а принимать и исправлять грешников. Их чудовищные поступки контрастируют с поступками необычайного великодушия. Туту удивляется людям любой расы и происхождения, которые прощают людей, несмотря на ужасающую боль и потери. Такой ответ – это путь вперёд, по мнению Туту. В противном случае цикл насилия продолжается. Для достижения единства необходимо примирение. Поскольку Божий замысел заключается в достижении гармонии или единства, говорит Туту, процесс примирения – это священная задача.
Миссия КИП заключалась в содействии национальному единству. Состав КИП, состоящий из 17 членов, отражал разнообразие Южной Африки. Учитывая историю напряжённости между расовыми и этническими группами, члены комиссии сначала не доверяли друг другу и имели напряжённые рабочие отношения, но в конечном итоге сотрудничали друг с другом для завершения работы. Однако работа в КИП потребовала больших эмоциональных затрат.
Некоторые жертвы критиковали КИП за снисходительное отношение к преступникам, а многие белые обвиняли её в предвзятости и участии в охоте на ведьм. Признавая недостатки работы КИП, Туту сокрушается по поводу отсутствия большей поддержки со стороны белых и медлительности, с которой она выплачивала компенсации жертвам. Учитывая количество жертв и ограниченные ресурсы Южной Африки, репарации не были значительными суммами, но имели символическое значение.
Несмотря на недостатки КИП, Туту считает, что она выполнила свою задачу по укреплению единства. Более 20 000 жертв дали показания КИП, и более 7 000 преступников подали заявления об амнистии. Когда преступники сделали полные признания, люди узнали подробности преступлений и в некоторых случаях узнали, где режим апартеида похоронил их близких. Некоторые жертвы, рассказав свои истории, испытали как облегчение, так и катарсический эффект. Хотя нация не достигла единства, КИП добилась прогресса в этом направлении. Туту тщательно оговаривает, что реальные изменения – улучшение экономического положения жертв апартеида – должны произойти до того, как ЮАР сможет достичь национального единства. Каждый южноафриканец должен быть частью этого процесса.
- Возвращение «Туту»
- Институт Getty открыл уникальную электронную библиотеку
- Художественные концепции 1960-1980 гг. в Художественной галерее Штутгарта
- Детройтский институт искусств предлагает редкую возможность увидеть картины Яна Вермеера
- Выставка «RHYTHM SECTION» в Киевском институте проблем современного искусства
- Фотовыставка «Алиса» Олега Усатюка открылась в Киеве
Комментирование недоступно Почему?