«Носорог» Эжена Ионеско, краткое содержание читать ~6 мин.
В маленькой французской деревушке люди превращаются в носорогов. Таков абсурдный кризис, разворачивающийся в пьесе Эжена Ионеско «Носорог» 1959 года. Всё начинается с небольшой шишки на лбу. Затем кожа приобретает оттенки зелёного и становится более жёсткой. Хриплый голос становится невнятным трубным звуком; шишка превращается в рог; трансформация завершена.
В то время как все вокруг превращаются в зверей и присоединяются к стаду, Беренджер остаётся в стороне, невосприимчивый к эпидемии. Его собственное превращение из человека, который считает свою жизнь бессмысленной, в человека, который отказывается от бездумного конформизма, актуализирует темы личной ответственности, индивидуальности и нравственности.
Действие первого акта этой трёхактной пьесы происходит на городской площади. В полдень, когда стихает звон колоколов воскресной церкви, двое мужчин встречаются перед кафе и садятся за столик на открытом воздухе. Жан, аккуратно одетый в костюм и галстук, укоряет Беренджера за его неряшливый вид и общую небрежность. Отмахиваясь от замечаний Жана, что он «постоянно зевает» и от него «несёт алкоголем», Беренджер винит в своей апатии непрекращающуюся утомительность своих дней. Работа ему надоела, и он жалуется: “Я не создан для работы, которую делаю… каждый день в офисе, восемь часов в день!”. Жан отвечает, что он делает ту же работу, что и Беренджер, но его превосходящая «сила воли» заставляет его выстоять.
Звук трубящих вдалеке носорогов доносится до городской площади, останавливая всех на своём пути. Один только Беренджер не обращает внимания на шум, и когда звук трубы стихает, он заказывает ещё одну порцию выпивки. Жан пытается вовлечь своего собеседника в разговор о значении этого события, но Беренджер не проявляет никакого интереса.
Когда Жан настойчиво выпытывает у Беренжера его мнение, Беренжер наконец успокаивает его, соглашаясь с утверждением Жана о том, что носорогам нельзя давать волю.
Дейзи, машинистка в офисе Беренжера, приходит на городскую площадь, и Беренжер вдруг начинает волноваться из-за своего внешнего вида. Жан замечает, что Беренджер, по крайней мере, не равнодушен к Дейзи, но Беренджер снова выражает пессимизм, утверждая, что он ниже её внимания.
Он признаётся, что часто сомневается в собственном существовании, на что Жан отвечает: “Ты не существуешь, потому что не думаешь. Начни думать, тогда и будешь”. Чтобы укрепить интеллект Беренджера, Жан прописывает ему сильную дозу культуры. Он советует Беренгеру тратить деньги на театр и искусство, а не на алкоголь. Тем временем за соседним столиком сидят Логик и Старый джентльмен, и их комментарии о «методах» логического мышления прерывают разговор Беренгера с Жаном.
Внезапно по городской площади проносится носорог, который топчет кошку женщины. Горожане реагируют с возмущением. Жан и Беренджер спорят о том, важно ли различать вид носорога, и Жан уходит. В то время как горожане выражают согласие с тем, что необходимо положить конец бесчинствующим носорогам, Беренджер отворачивается от них и возвращается к своему напитку.
Второй акт начинается в кабинете Беренджера. Когда Беренджер приходит на работу с опозданием, там идёт дискуссия. В отличие от своего коллеги Дудара и всех тех, кто видел, как носороги пронеслись мимо города, скептик Ботар утверждает, что во Франции не могло произойти такого столпотворения. Он отвергает этот инцидент как иллюзию, порождённую «коллективным психозом». Мадам Бёф вбегает в кабинет, утверждая, что носорог преследовал её и сейчас находится внизу. После того как она объясняет, что её мужа не будет в офисе, потому что он болен, работники офиса слышат, как носорог громит лестницу.
Выглянув в окно на неугомонного зверя внизу, мадам Беф понимает, что это её муж, преобразившийся. Служащие призывают её отреагировать на происходящее здраво, но она импульсивно прыгает в окно. Пока она цепляется за его спину, носорог галопом уносится прочь. Тем временем Дейзи звонит в пожарную службу, чтобы спасти работников, которые не могут покинуть офис без лестницы.
Беренджер приходит домой к Жану, чтобы загладить свою вину после их ссоры накануне. Жан, лежащий в постели с кашлем, отвечает хриплым голосом, что он уже забыл об этом споре. Беренджер замечает шишку на лбу Жана; Жан идёт в ванную, чтобы посмотреться в зеркало.
Когда он возвращается, его кожа заметно зеленеет. Затем Беренджер рассказывает Жану об удивительном преображении Бефа. Восхваляя возвращение Бефа к «природе», Жан заявляет, что предпочитает «закон джунглей» морали и добавляет: “Мы должны вернуться к первобытной целостности”. Когда Беренджер возражает на заявления Жана, Жан становится все более враждебным. Словно запертое животное, Жан вышагивает по ванной комнате и с каждым новым появлением становится все больше похож на носорога. Его хриплый голос переходит в трубные звуки, и, уже будучи полностью сформировавшимся носорогом, он угрожает Беренджеру нападением. Беренджер убегает из квартиры с криком: “Носорог! Носорог!” и обнаруживает, что на улицах города полно таких зверей.
В последнем акте Беренджер просыпается в своей комнате после кошмара о превращении в носорога. Приходит Дудард, и они обсуждают безудержное превращение людей в носорогов. Беренджер признается, что чувствует вину за то, что Жан стал жертвой эпидемии, но Дудард предполагает, что Жан был восприимчив из-за недостатка характера, и его превращение было неизбежным. Испуганный тем, что сам может стать жертвой эпидемии, Беренджер воодушевляется предположением Дюдара о том, что жертвы сами навлекают на себя трансформацию. Он также предполагает, что алкоголь может обеспечить иммунитет, и с удовольствием укрепляет себя.
Откровение Дюдара о том, что месье Папийон, офис-менеджер, превратился в носорога, шокирует Беренджера. Поскольку он считает управляющего весьма респектабельным, Беренджер не может поверить, что превращение Папийона было естественным или добровольным. Дюдар не согласен, и они спорят о нормальности «присоединения к услышанному».
Чтобы разрешить спор, Беренджер решает посоветоваться с Логиком, но затем видит проходящего мимо носорога в шляпе Логика. Когда прибывает Дейзи с известием о том, что Ботард превратился, они с Дюдаром соглашаются, что должны привыкнуть к ситуации. Беренджер возражает, заявляя, что будет сопротивляться. Когда они садятся обедать, стена пожарной части рушится, и полк пожарных, превратившихся в носорогов, марширует вперёд.
Дудард не выдерживает притяжения народного движения и уходит, чтобы стать носорогом. Беренджер и Дейзи клянутся не поддаваться превращению, признаваясь друг другу в любви, даже когда звуки топота снаружи приобретают музыкальное звучание.
Соблазнённая призывом соответствовать, Дейзи бросает Беренджера, чтобы присоединиться к зверям. В одиночестве Беренджер повторяет свой отказ капитулировать. Ионеско считается важной фигурой в «театре абсурда», хотя он предпочитал выражение «театр насмешек». Театр абсурда, возникший после Второй мировой войны, был озабочен смыслом человеческого существования.
В 1961 году «Носорог» получил премию «Тони».
Комментирование недоступно Почему?