«Как работает фашизм» Джейсон Стэнли, краткое содержание читать ~4 мин.
Это нон-фикшн книга американского философа и профессора Йельского университета Джейсона Стэнли, опубликованная в 2018 году. В ней автор рассматривает десять механизмов, с помощью которых фашистские политики получают и укрепляют власть в демократических государствах, потенциально приводя к фашистскому государству с абсолютным лидером.
Опираясь на примеры от нацистской Германии до современных Соединённых Штатов, Стэнли объясняет привлекательность фашистской идеологии во времена социально-экономических перемен или крайнего неравенства. Фашистская политика использует либерально-демократические ценности, такие как свобода слова, для создания атмосферы страха и фракционности, в которой сама возможность аргументированного обсуждения быстро приходит в упадок.
Каждая из десяти глав книги посвящена отдельной стратегии, используемой фашистскими политиками для получения и удержания власти. Первая – мифологизация прошлого, создание ложных представлений о культурном наследии страны. В начале XX века такие фашисты, как нацисты Адольф Гитлер из Германии и Бенито Муссолини из Италии, обещали своим последователям возвращение к мифическому прошлому, в котором традиционная расовая и гендерная иерархия обеспечивала процветание для выделенных групп, а именно белых мужчин христианского происхождения.
Стэнли посвящает вторую главу пропаганде. Учитывая сложность продвижения политики, столь очевидно вредной для больших групп людей, фашисты вынуждены прикрывать свои планы общепризнанными идеалами, такими как «свобода» или «общественная безопасность». В качестве современного примера фашистской пропаганды автор приводит обещания президента США Дональда Трампа «осушить болото», в то время как, по мнению Стэнли, он и его политические союзники занимаются той самой коррупцией, которую они публично осуждают.
Далее Стэнли описывает усилия фашистов по подрыву интеллектуализма путём нападок на образование и экспертизу. Посеяв сомнения и недоверие к научным и историческим экспертам, фашисты получают больше возможностей для распространения ложных нарративов среди все более восприимчивой публики.
Глава 4 посвящена чувству «нереальности», которое возникает в результате усилий фашистской пропаганды. По мнению Стэнли, фашистская политика перестраивает понимание реальности, превращая её в ожесточённое соревнование «мы» против «них», где все определяется с нулевой суммой, а лидеру верят как защитнику, даже если он откровенно лжёт. В этой нереальности немыслимое и ужасное становится возможным.
В главе 5 Стэнли обсуждает роль иерархии в фашистских государствах. Вопреки принципам Просвещения, которые теоретически позволяют каждому человеку иметь определённое достоинство, фашистская идеология диктует, что природа наделяет статусом и властью в дико неравной степени. Это создаёт якобы естественную иерархию, в которой предпочтение отдаётся мужчинам, белым и членам фашистской партии.
Далее Стэнли объясняет, как фашисты полагаются на виктимность, чтобы продвигать нарративы «мы против них». Здесь автор тщательно проводит различие между реальными жертвами фашистского угнетения и ложными жертвами: самими угнетателями.
Фашисты также полагаются на неискренние призывы к «закону и порядку». Хотя фашисты часто занимаются откровенно преступным поведением для достижения своих целей, они также часто заявляют о своей жёсткой борьбе с преступностью. Определяя параметры того, кто является и не является преступником, фашистские политики могут эффективно преследовать любую группу, которую они считают своим врагом.
Далее Стэнли рассматривает, как фашисты играют на сексуальной тревоге для достижения своих целей. Они делают это двумя способами: Во-первых, фашисты демонизируют сексуальное поведение, которое существует за пределами очень узкой группы. Во-вторых, они ложно обвиняют членов аутгрупп – обычно иммигрантов и цветных – в сексуальном насилии над женщинами, принадлежащими к более благосклонной ингруппе.
В главе 9, озаглавленной «Содом и Гоморра», автор описывает, как фашисты рисуют космополитические города и проживающих в них горожан как причину всех социальных бед, от которых страдают сельские жители. Эти разногласия между городом и деревней особенно глубоки в современных США при президенте Трампе, пишет Стэнли.
В последней главе Стэнли рассматривает, как фашисты используют предвзятые представления страны о работе. Фашисты поощряют нарратив, в котором члены ин-группы – «мы» – являются трудолюбивыми работниками, заслуживающими благ, предлагаемых государством, а представители аут-группы – «они» – являются ленивыми и недостойными. Автор указывает на сторонников Трампа, которые считали, что жертвы урагана «Харви» в Техасе имеют право на федеральную помощь при стихийных бедствиях, а жертвы урагана «Мария» в Пуэрто-Рико – нет.
В кратком послесловии Стэнли признает, что некоторые читатели могут посчитать, что он слишком легко связывает ужасы нацизма с современными примерами. Но он объясняет, что фашизм часто не замечают в том виде, в котором он появляется, потому что его методы нормализуются в обществе. То, что казалось немыслимым в недавнем прошлом, может быстро стать нормой в политическом дискурсе. Книга «Как работает фашизм» – это попытка Стэнли предоставить людям инструменты, необходимые для понимания этих процессов в процессе их протекания и, надеюсь, противостояния фашистскому захвату либеральной демократии.
- «Министерство будущего» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Вкус: Моя жизнь через еду» Стэнли Туччи, краткое содержание
- «Красный Марс» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Святая Библия», краткое содержание
- «Тело ведёт счёт: мозг, ум и тело в исцелении травмы» Бессела ван дер Колка, краткое содержание
- «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма» Бенедикта Андерсона, краткое содержание
- «История использования и злоупотребления гражданскими правами» Жанны Теохарис, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?