«Игра снов» Августа Стриндберга, краткое содержание читать ~5 мин.
«Игра снов» – экспрессионистская пьеса шведского драматурга Августа Стриндберга, написанная в 1901 году и впервые поставленная в Стокгольме в апреле 1907 года. Считающаяся одной из самых влиятельных пьес Стриндберга и ранним предшественником драматического сюрреализма, она посвящена Агнессе, дочери ведического бога Индры. Она спускается на Землю, чтобы наблюдать за проблемами обычных людей.
На протяжении пьесы она встречает около сорока персонажей, хотя основное внимание уделяется нескольким избранным, и каждый персонаж призван представлять чёткий символ или состояние человечества, например, продолжающийся спор между религией и разумом. По мере того, как она знакомится с жизнью людей, в пьесе исследуется то, что она узнает о человечестве, когда возвращается в царство, из которого она пришла.
Исследуя темы человеческого несчастья, бессмысленности жизни, материализма, классовой борьбы, парадокса человеческого существования и ценности мелких вещей по сравнению с истинной сущностью в глазах человека, «Пьеса снов» с тех пор по-разному интерпретировалась критиками и аналитиками, и многие считают, что на неё повлияло психическое состояние Стриндберга. Она была написана в то время, когда он восстанавливался после почти психотического эпизода. Он описывал её как одну из своих самых личных работ.
После премьеры в Шведском театре в 1907 году её ставили некоторые из самых известных театральных режиссёров 20 века. В 2005 году она была возобновлена в лондонском Национальном театре, а в 2011 году в Оксфордском театре была представлена новая адаптация Эммы Рей. Пьеса «Игра снов» начинается с того, что Агнес, дочь Индры, спускается на Землю в облике прекрасной женщины, чтобы найти корни недовольства человечества своим существованием. Ее путешествие призвано отразить историю Иисуса, поскольку она испытывает боль от того, что она человек. Поначалу она надеется, что любовь и человечность победят все, но переживания притупляют её надежду. В пьесе более сорока персонажей, но основное внимание уделяется трём мужчинам – офицеру, адвокату и поэту. Первым появляется офицер, высокопоставленный военный и инструктор.
Хотя он начинает историю как молодой, энергичный солдат, который гордится своей работой, в конце концов он превращается в стареющего, усталого, неряшливого мужчину, который никогда не остепенится с женщиной и проводит всю жизнь в ожидании, что его возлюбленная его мечты, оперная певица Виктория, полюбит его в ответ. Он полон жалости к себе и считает себя жертвой повторяющейся жизни, которая не даёт ему того, чего он хочет. Он верит, что романтическая любовь излечит все его проблемы. Он встречает Агнес в роли служанки и увозит её в Фэрхейвен, романтический рай. Однако по дороге его задерживают, и он попадает в Фоулстранд, ужасное место, напоминающее ад. Он постоянно не может найти идеализированную любовь, которую ищет, и олицетворяет собой крах романтизма.
Второй главный герой – адвокат, который предстаёт в образе недовольного и усталого человека. Он всю жизнь консультирует бедных и беспомощных, и это даёт ему постоянное знакомство с жестокой природой человечества. Это измождённый, больной человек, и он достигает своего апогея, когда ему отказывают в докторской степени в элитарном учебном заведении. Агнес начинает видеть в нём мученика, параллель с Иисусом, который страдает от отвержения, потому что он защищает отверженных.
В отличие от офицера, он не идеалист – он реалист, который видит в людях несовершенных существ, застрявших между обязательствами по выполнению ужасных обязанностей и желанием чего-то большего. Этим чем-то большим часто оказываются плотские удовольствия, которые приводят к упрёкам. Он встречает Агнес, сближается с ней, и в конце концов они женятся. Он просвещает её об ужасной природе бедности и о конфликтах семейной жизни. Когда у них рождается общий ребёнок, он неизменно предан своей семье, несмотря на свою трудную жизнь.
Последний главный герой – поэт, необычный мечтатель, который является изгоем из-за своего странного поведения. В частности, он любит купаться в грязи, чтобы спуститься с высот возвышенных поэтических мыслей и погрузиться в сущность жизни. Когда он покрыт грязью, он защищён от окружающих его мух.
Он циничный человек, сохраняющий определённый уровень идеализма, считающий, что в несправедливости и лицемерии жизни виновато не человечество, а Боги. Хотя он застрял на земле в качестве человека, он стремится к духовной реинкарнации. Окружающие его люди склонны терять надежду и отказываться от веры, но поэт верит, что искупление человечества придёт только через страдания и смерть.
Пьеса заканчивается тем, что Агнес понимает, что на человечество нужно смотреть с состраданием. Она понимает, что человечество может питать духовные надежды, но они всегда будут сдерживаться человеческим существованием. Поднимаясь обратно на небо, она бросает свои туфли в огонь, чтобы оставить своё человеческое существование позади.
Август Стриндберг был известным драматургом-натуралистом, романистом, поэтом, эссеистом и художником. Известный своими эмоционально сложными трагедиями, он был очень плодовитым автором, а его роман «Красная комната» считается первым современным шведским романом. Он известен как отец современной шведской литературы. За свою жизнь он написал сотни пьес, романов и сборников, некоторые из которых дошли до наших дней, в том числе «Мастер Улоф» и «Отец». Ярый защитник натурализма, науки и социализма, а также таких идей, как избирательное право для женщин, он широко почитается в Швеции, а его дом сейчас служит музеем его жизни.
- «Соната призраков» Августа Стриндберга, краткое содержание
- «Отец» Августа Стриндберга, краткое содержание
- «Эхо прошлого» Дианы Гэблдон, краткое содержание
- «Змеиный король» Джеффа Зентнера, краткое содержание
- «Водоворот» Пола Флейшмана, краткое содержание
- «Запах яблок» Марка Бера, краткое содержание
- «Когда танцуют слоны» Тесс Уризы Холте, краткое содержание
- «Батут» Роберта Гайпа, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?