«Остроумие» Маргарет Эдсон, краткое содержание читать ~5 мин.
«Остроумие» – пьеса Маргарет Эдсон, получившая Пулитцеровскую премию и впервые опубликованная в 1999 году. В пьесе рассказывается история доктора Вивиан Беринг, пятидесятилетнего профессора поэзии XVII века, у которой недавно диагностировали метастатический рак яичников четвёртой стадии.
Сюжет пьесы нелинеен; например, начальная сцена пьесы происходит за два часа до смерти Вивиан, но пьеса переключается между детством, карьерой и этапами лечения Вивиан, чтобы рассказать всю её историю. Финальные сцены пьесы – единственные, которые происходят в хронологическом порядке, потому что Вивиан, которая рассказывала историю зрителям, теряет сознание, уходя из жизни.
«Остроумие» также имеет необычную структуру, которая помогает формировать его темы. Вместо того чтобы разбивать пьесу на акты, Эдсон строит её как один непрерывный спектакль. Сцены сменяются вокруг монологов Вивиан, и в действии никогда нет перерыва, даже на антракт. Вместо этого текст пьесы разбит на ненумерованные сцены, разделённые перерывом на части. Кроме того, Эдсон заставляет Вивиан на протяжении всей пьесы обращаться непосредственно к зрителям. Этот приём называется «разрушение четвёртой стены», и Эдсон использует его для создания связи между Вивиан и зрителями. Вивиан делится со зрителями своими мыслями, чувствами и опытом, чтобы помочь им встать на её место.
Сюжет следует за жизнью Вивиан с момента постановки диагноза до последних минут её пребывания в больнице. Несмотря на то, что Вивиан всю жизнь была здоровой, в последнее время она начала испытывать истощение и спазмы в животе. Она решает пойти на осмотр к своему гинекологу, который подозревает у Вивиан опухоль. Вивиан направляют к доктору Харви Келекиану, заведующему отделением медицинской онкологии в больнице её университета. Он говорит Вивиан, что у неё агрессивная форма рака и что лучшую надежду на выживание даёт экспериментальное восьмимесячное лечение. Он предупреждает её, что побочные эффекты будут серьёзными, но Вивиан говорит ему, что ему «не стоит беспокоиться» о том, что она сможет справиться с этим. Она решает, что, по крайней мере, согласие на лечение поможет сделать «значительный вклад» в исследования рака.
Когда Вивиан начинает лечение, она возвращает зрителей к судьбоносной встрече с профессором колледжа, доктором Э.М. Эшфордом. Эшфорд подталкивает Вивиан к более критическому осмыслению поэзии Донна, но она также поощряет Вивиан жить не только учёбой. Вивиан прислушивается к советам Эшфорд в первом случае, но не во втором. Она рассказывает аудитории, что после окончания аспирантуры стала одним из ведущих исследователей поэзии Донна. Она выбрала Донна, чтобы проявить себя и вновь ощутить «магию» языка, которую она впервые испытала в юности. В дальнейшем она становится жёстким, требовательным профессором.
В перерывах между воспоминаниями Вивиан рассказывает зрителям о своём лечении. За её ежедневным уходом наблюдают медсестра Сьюзи Монахан и молодой специалист по медицинской онкологии доктор Джейсон Познер. Во время их первой встречи Джейсон рассказывает Вивиан, что он поступил на её курс, будучи студентом, чтобы доказать себе, что он может получить пятёрку по одному из самых трудных предметов в кампусе.
Как и Вивиан, Джейсон любит вызов; он жаждет интеллектуальной строгости, поэтому он решил сделать карьеру в области исследования рака. Но то, что Джейсон имеет в интеллекте, ему не хватает в сострадании. Он не относится к Вивиан как к больному и, возможно, умирающему человеку; вместо этого его больше интересует, что он может узнать о её раке. Несмотря на то, что он регулярно общается с ней, он не предлагает ей ничего утешительного. Главная забота Джейсона – чтобы Вивиан прошла все восемь курсов химиотерапии, чтобы у него был полный набор данных.
Сьюзи, напротив, относится к Вивиан с добротой и состраданием. Несмотря на то, что Вивиан гордится своей стойкостью, лечение истощает её иммунную систему. Когда она попадает в отделение скорой помощи, Сьюзи бросается за ней. Она устраивает Вивиан и вызывает Джейсона, который диагностирует у неё вторичную инфекцию. Сьюзи умоляет Джейсона проконсультироваться с доктором Келекианом; Сьюзи считает, что в следующем цикле им следует снизить дозу препарата для Вивиан. Джейсон отказывается, и вместо этого переводит Вивиан в изолятор. Вивиан продолжает принимать химиотерапию в полной дозе, но её состояние продолжает ухудшаться.
Вивиан начинает понимать, что она умирает. Она часто цитирует стихи Донна, чтобы помочь себе смириться со своей ситуацией, поскольку в произведениях Донна затрагиваются такие идеи, как смерть, вечность и спасение. Но одной поэзии недостаточно. Вивиан начинает обращаться за утешением к окружающим её людям. Джейсон отмахивается от Вивиан и её опасений, но Сьюзи отвечает ему состраданием и добротой. Вивиан говорит Сьюзи, что ей страшно, и Сьюзи помогает Вивиан принять важные решения по уходу за ней в конце жизни. Сьюзи спрашивает Вивиан, что бы она хотела, чтобы произошло, когда её сердце остановится, и Вивиан выбирает приказ «Не реанимировать», также известный как DNR. Вскоре после этого боль Вивиан становится слишком сильной, и доктор Келекиан ставит ей капельницу с морфием.
В больнице Вивиан принимает последнего посетителя: доктор Эшфорд, её старый наставник. Эшфорд, которому сейчас восемьдесят лет, приехал навестить Вивиан в университет, но обнаружил, что она находится в больнице. Увидев своего профессора, Вивиан разрыдалась, и Эшфорд забралась на больничную койку, чтобы утешить её. Она обнимает Вивиан и читает ей детскую книжку «Убегающий кролик» Маргарет Уайз Браун. Вивиан засыпает, и Эшфорд целует её в лоб, после чего говорит Вивиан: «Пора идти. И полёты ангелов поют тебе о твоём покое».
Эшфорд уходит, а в следующей сцене Джейсон приходит проведать Вивиан. Он понимает, что у неё нет пульса, поэтому начинает делать искусственное дыхание и вызывает «Синий код», чтобы реанимировать её. Вбегает Сьюзи и пытается оттащить Джейсона от Вивиан, говоря ему, что у неё есть DNR. Сьюзи пытается отозвать команду «Код синий», но опаздывает. Пока Джейсон, Сьюзи и реанимационная бригада борются на заднем плане, Вивиан встаёт с кровати. Она отсоединяется от медицинских аппаратов, снимает шапочку, медицинские браслеты и халат. Она начинает идти к свету, сияющему со сцены. Когда она тянется к нему, свет на сцене гаснет, и спектакль заканчивается.
- «ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ: ДРУЖБА ДВУХ ГРАВЕРОВ». Выставка произведений А.П.Остроумовой-Лебедевой и Н.В.Синицына
- XIV фестиваль театров малых городов окрылся в городе Вольск
- «Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер» - новая выставка в Русском музее
- Виктор Остроумов «Живописные полотна»
- «Белая сирень» Кэролин Мейер, краткое содержание
- «Волчья лощина» Лорен Уолк, краткое содержание
- «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, краткое содержание
- «Эмма» Джейн Остин, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?