«Кукольный дом» Генрика Ибсена, краткое содержание читать ~5 мин.
Это современная трагедия, написанная в 1879 году норвежским писателем Генриком Ибсеном. Пьеса состоит из трёх актов, действие происходит в норвежском городе, современном автору, и в основном касается Норы и Торвальда Хельмера, чей брак разрушается под тяжестью эмоционального, социального и политического порабощения Норы регрессивными гендерными нормами Европы. Пьеса хорошо известна тем, что исследует мрачную участь замужней женщины в мире, где доминируют мужчины, проливая свет на проблему, которая была недостаточно освещена в конце девятнадцатого века. Пьеса также вызвала возмущение диссидентов, которые сочли её аргументы профанацией.
Первый акт начинается в предрождественские дни. Нора Хельмер возвращается домой с несколькими пакетами и встречает Торвальда в кабинете. Торвальд быстро обнаруживает свой упрощённый и собственнический взгляд на Нору, называя её уменьшительными именами, такими как «маленькая белка». Горничная объявляет о приходе старой подруги Норы Кристин Линде, которая ищет работу, и друга семьи по имени доктор Ранк. Кристин рассказывает, что её жизнь была трудной после смерти мужа, который оставил её и детей без средств к существованию. Выражая своё невежество, Нора приравнивает ситуацию Кристин к своему собственному опыту поездки в Италию, чтобы помочь Торвальду оправиться от болезни.
Кристин сетует, что чувствует себя опустошённой, и Нора утешает Кристин, говоря, что попросит Торвальда помочь Кристин найти работу. Нора также рассказывает, что она незаконно взяла кредит, чтобы позволить себе поездку в Италию, подделав подпись отца, поскольку женщинам запрещено вести банковские счета. Затем прибывает подчинённый Торвальда Крогстад, чтобы поговорить с ним. Доктор Ранк уходит, пробормотав, что Крогстад морально болен. Нора застаёт Торвальда на выходе и узнает, что только что появилась вакансия для такого человека, как Кристин. Крогстад подходит к Норе наедине и говорит ей, что Торвальд намерен уволить его, а затем умоляет её изменить решение Торвальда. Она сначала отказывается, но затем соглашается, после того как он угрожает рассказать Торвальду о незаконном займе. Когда Нора сталкивается с Торвальдом, он отказывает ей в просьбе на том основании, что Крогстад совершил подлог.
Второй акт начинается на следующий день. Кристин помогает Норе починить платье для мероприятия, которое она планирует посетить с Торвальдом на следующий вечер. Все ещё обеспокоенная угрозой Крогстада, Нора умоляет мужа нанять его обратно. Торвальд отказывается, говоря, что Крогстад не относится к нему как к своему начальнику. Появляется доктор Ранк и объявляет, что смертельно болен туберкулёзом; он признаётся Норе в любви. Нора пытается подбодрить доктора, но подчёркивает, что считает его другом. Вскоре приезжает Крогстад и говорит Норе, что теперь он планирует шантажировать Торвальда, используя его юридическую ответственность за выполнение её займа. Он утверждает, что положил в запечатанный почтовый ящик Торвальда письмо с объяснением того, что сделала Нора.
Нора признаётся Кристине в своём затруднительном положении. Кристин, давно влюблённая в Крогстада, говорит Норе, что сделает все возможное, чтобы он передумал. Нора мешает Торвальду проверить почту, делая вид, что её беспокоит их физическая готовность к танцу на костюмированной вечеринке. Весь вечер она притворяется невежественной, чтобы Торвальду пришлось сосредоточиться на ней. Все, кроме Норы, идут на ужин, и она думает о самоубийстве, чтобы избавить Торвальда от смущения.
Третий акт начинается с того, что Кристин подходит к Крогстаду и заявляет, что вышла за муж только ради финансовой безопасности и что она хочет вернуться к Крогстаду. Это убеждает Крогстада отозвать письмо Торвальду, но Кристин останавливает его, считая, что знание Торвальда сохранит брак Хельмеров.
Торвальд заставляет Нору покинуть вечеринку и проверяет почту, но его перехватывает доктор Ранк, который объявляет о своём прощании, утверждая, что его смерть близка. Торвальд читает почту, пока Нора готовится покончить с собой. Он обрушивается на Нору за безнравственный поступок, заявляет, что теперь он бессилен против Крогстада, и объявляет, что отныне их брак будет лишь показным. Однако затем приходит письмо от Крогстада, в котором он отказывается от своей угрозы. Это заставляет Торвальда отказаться от своих заявлений Норе. В этот момент Нора понимает, что у Торвальда нет любви ни к кому, кроме себя, и что он думает о Норе только как о предмете.
Внезапно Нора срывается на Торвальде. Она говорит ему, что уходит, что знает, что он никогда не любил её, и что весь их брак был чужим. Теперь, разочаровавшись в своей религии и своём месте в обществе, Нора сравнивает себя с куклой в игрушечном домике, над которой издевались и которой манипулировали ради удовольствия Торвальда. Она говорит, что ожидала, что Торвальд будет на её стороне и рискнёт своей репутацией, чтобы защитить её, и что она чуть не покончила с собой, чтобы спасти его репутацию. Торвальд ничего не отвечает, он все ещё не способен сопереживать женщинам, потому что умеет только принижать их. Нора выбрасывает ключи от дома и обручальное кольцо, заставляя Торвальда всхлипнуть, когда он регистрирует эту сцену. Нора выходит в мир, захлопывая за собой дверь.
Пьеса о глубокой интернализации мужского превосходства в обществе, «Кукольный дом» освещает иронию в том, что оно может быть как очевидным, так и бессознательным. Внутреннее смятение Норы разгорается, когда её неоднократно отвергает Торвальд, что приводит к переломному моменту, когда она понимает, что может вернуть свой голос, только покинув угнетающий домашний мир.
- «Пеер Гюнт» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «За ярким морем» Лорен Уолк, краткое содержание
- «Бхагавад Гита», краткое содержание
- «Почему мы покупаем, или Как заставить покупать. Основы науки продаж» Пако Андерхилл, краткое содержание
- «Дикий лес» Колина Мэлоя, краткое содержание
- «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо, краткое содержание
- «Мелочи» Сьюзен Гласпелл, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?