«Дон Жуан» лорда Байрона, краткое содержание читать ~7 мин.
«Дон Жуан» лорда Байрона – это сатирическая поэма, вдохновлённая легендарной историей о Дон Жуане, знаменитом бабнике. Однако Байрон меняет акценты и рисует Дон Жуана как фигуру, которая является лёгкой добычей для романтических ухаживаний женщин.
Поэма состоит из шестнадцати канто, хотя на момент смерти Байрона в 1824 году незаконченная семнадцатая часть находилась в работе. Когда первые части поэмы только появились, они были популярны и, в то же время, некоторые клеймили их как аморальные. Формат поэмы представляет собой схему рифмовки ababab cc в восьмистрочном ямбическом пентаметре с рифмовкой, подпадающей под традицию, известную как ottavarima.
В первом канто Дон Жуан (на самом деле Жуан, но в русском языке устоялось именно так) живёт в Севилье со своими родителями: Хосе, его отцом, и донной Инес, его матерью. Замужняя донна Хулия, которая в свои двадцать три года на семь лет старше Дон Жуана, влюбляется в Жуана и начинает с ним роман. Муж Хулии, дон Альфонсо, подозревает её и врывается в спальню, где не находит Жуана, который прячется в кровати.
Позже Альфонсо находит туфли Жуана и происходит ссора. В результате Жуан отправляется матерью в путешествие, чтобы научиться лучшему поведению, а Хулию изгоняют в женский монастырь. Жуан отправляется в Кадис со слугами и Педрильо, своим воспитателем, на буксире. Жуан не забыл о своей любви к Хулии. Когда корабль, на котором он плывёт, тонет во время шторма, а еда на сопровождающей его длинной шлюпке заканчивается, команда бросает жребий, чтобы решить, кто будет съеден.
Педрильо, съев собаку Жуана, оказывается избранным. Те, кто его съел, умирают от наступившего безумия. Жуан – единственный выживший, и когда он добирается до суши, его приютили Хайди и Зои, её служанка. Хайди – дочь пирата Ламбро, который зарабатывает на жизнь захватом рабов. Хотя Хайди и Жуан не понимают языка друг друга, они влюбляются друг в друга.
После возвращения из плавания Ламбро и его друзья-пираты нападают на Жуана. Жуана отправляют на корабле в Константинополь, где он попадает на невольничий рынок. Тем временем беременная Хайди умирает от разрыва сердца из-за потери Жуана. На невольничьем рынке Жуана продают чернокожему евнуху по имени Баба из дворца, который отводит его в камеру. Он угрожает кастрировать Жуана, если тот не будет одеваться как женщина.
Позже Жуана приводят к Гюльбеяз, прекрасной четвёртой жене и фаворитке султана. Оказывается, именно она заметила Жуана на рынке и попросила Баба тайно купить его для неё, не обращая внимания на гнев султана, который мог бы последовать, если бы о ней узнали. Она предлагает себя Жуану, который отвергает её, всё ещё влюблённый в Хайди.
Она думает о том, чтобы обезглавить его, но лишь слёзно реагирует на своё положение. Вскоре на сцену выходит султан. Когда султан и Гюльбеяз удаляются на вечер, Жуана, переодетого женщиной, ведут в переполненный сераль – женские покои во дворце. Вечером Жуан, называющий себя Жуанной, делит постель с семнадцатилетней Дуду, привлекательной девушкой, которой ночью приснился тревожный сон.
Когда на следующий день Жуану снова угрожает смерть из-за реакции, он, другой мужчина по имени Джон и две женщины сбегают и добираются до Измаила, турецкого форта на Дунае и Чёрном море. Там происходит сражение; Суворов, фельдмаршал русской армии, получает приказ взять Измаил. Жуан и Иоанн готовы присоединиться к Суворову в битве против турок. Вдвоём они принимают активное участие в разгроме Измаила, в результате которого погибает сорок тысяч турок.
Когда Жуан спасает мусульманскую девочку десяти лет от казаков, которые собирались её убить, он решает удочерить её. Став героем войны, Жуан вместе с девочкой отправляется в Санкт-Петербург. Когда Екатерина II видит Жуана при своём дворе, она сразу же желает его. Ему льстит её внимание, и он получает повышение. Жуан продолжает заботиться о спасённой им девушке.
Со временем Жуан заболевает из-за изменчивого российского климата, и его отправляют в Англию, где условия более благоприятные. Ему присваивают титул специального посланника; на самом деле это лишь способ для Екатерины поправить его здоровье и продолжать осыпать его подарками.
В Лондоне Дон Жуан вступает в перепалку с грабителем, в которого стреляет. Он чувствует ответственность за этого человека и пытается ухаживать за ним, но безуспешно: грабитель умирает на улице. Дон Жуан начинает искать приемлемого опекуна для сироты из Измаила, Лейлы. Он выбирает леди Пинчбек. Он также знакомится с леди Аделиной Амундевиль и лордом Генри Амундевилем. Вопросы дипломатии часто сводят Жуана и лорда Генри вместе, а в доме Амундевилей устраиваются праздники. Жуан успешно участвует в охоте на лис и продолжает завоёвывать расположение окружающих его женщин, включая кокетливую герцогиню Фитц-Фульк, которая заставляет леди Аделину ревновать. Жуан также встречает шестнадцатилетнюю Аврору Рэби, которая напоминает ему Хайди, и увлекается ею.
Однажды ночью в постели Жуан слышит шум в коридоре и видит монаха. Он не может решить, призрак это или сон. По его виду на следующий день лорд Генри предполагает, что Жуан видел Чёрного монаха. На банкете после инцидента Аврора и Жуан обмениваются взглядами.
В постели той ночью он думает о ней и о чувствах, которые он подавлял в себе после Хайди. Он снова слышит шаги в коридоре и видит монаха в капюшоне. «Призрак», как выясняет Жуан, – это герцогиня Фитц-Фульк.
Как и «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Дон Жуан» Байрона – это незаконченная поэма. Как Байрон мог бы её закончить – пустые домыслы. Она могла бы продолжаться бесконечно, как комикс, если бы публика проявляла интерес к её продолжению. Байрону нужно было лишь менять место действия и вводить новые эпизоды. Байрон пару раз говорил о том, чтобы позволить Жуану погибнуть во время Французской революции. Это было бы подходящим завершением дрейфующей, бесплодной жизни, так же как греческая революция стала подходящим, даже увековечивающим, завершением дрейфующей, бесплодной жизни Байрона. Он мог бы попросить императрицу Екатерину или её сына Павла I отправить своего посланника во Францию, возможно, в качестве шпиона, и заставить его броситься на гильотину, преследуемого какой-нибудь прекрасной богиней разума. Такой финал соответствовал бы личности и характеру Жуана, который плывёт по течению, который не ищет, а его ищут.
Дон Жуан – настолько масштабное творение, что трудно судить о нём в целом. В нём есть что-то для каждого читателя и много такого, что не понравится ни одному. В нём есть множество скучных строф, в которых Байрон не говорит и не делает ничего интересного. Если воспользоваться словом, которое Байрон употребил в начале поэмы, в ней есть longueurs, или утомительные отрывки. Скептицизм и цинизм Байрона становятся утомительными. Его герой, Дон Жуан, как это иногда бывает в романах, представляет меньший интерес, чем некоторые другие персонажи, хотя в Канто XVI он развивается и становится более зрелым, чем в Канто I. Но он так и не развивает сильное нравственное чувство. В отношении похоти он остаётся аморальным, или так кажется. Он остаётся бродягой, хотя по мере развития поэмы всё лучше разбирается в человеческой природе.
Но, несмотря на некоторые недостатки в структуре, характеристиках и философии жизни, «Дон Жуан» – это эпический карнавал, как называет его Трумен Гай Стеффан в своей книге «Создание шедевра». В нём есть размах, разнообразие человеческих типов и опыта, здравый смысл, много поводов для смеха, умные и остроумные наблюдения, лёгкость и беглость. Может быть, она и не обнаруживает богатства знаний, глубины мысли и проницательности, но зато демонстрирует широкий спектр опыта, почерпнутого из книг и из жизни.
Перечень тем, затронутых в «Дон Жуане», был бы очень длинным. В некоторых частях он не превзойдён ничем подобным в английской поэзии до него, например, эпизод Дон Жуана с Донной Хулией, развитие любовной связи между Дон Жуаном и Хаидеей, дикий, насмешливый обвинительный акт войны. И, наконец, в ней мы можем многое узнать о самом Байроне, одной из самых интересных личностей английской литературы.
- Опера «Дон Жуан»
- Опера «Дон Жуан»
- «Дон Жуан» (16+)
- «Мерзкая плоть» Ивлина Во, краткое содержание
- «Путь всякой плоти» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Когда меня звали Кеоко» Линды Сью Парк, краткое содержание
- «Важные штаны (Bossypants)» Тины Фей, краткое содержание
- «Жёлтый дом» Сары Брум, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?