«Недоросль» Фонвизина, краткое содержание читать ~16 мин.
Произведение русского драматурга конца XVIII века, затрагивающее острые социальные проблемы, до сих пор остаётся актуальным. Рассматривая героев и их поступки, зритель погружается в мир человеческих пороков и добродетелей.
Начнём с того, что действие пьесы происходит в имении помещицы Простаковой. Главная интрига разворачивается вокруг наставников, влияющих на юного Митрофана, и его взаимоотношений с окружающими. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова, фанатично оберегает собственные интересы и пытается обеспечить сыну будущее, полное материальных благ, но её невежества и алчности всем очевидны.
Не дайте своему ребёнку стать современным «недорослем»!
Фонвизин в своей комедии метко высмеял необразованность и лень. А мы, в школе онлайн образования Skysmart, готовы помочь вашему ребёнку избежать таких ошибок! Увлекательные занятия, опытные педагоги и индивидуальный подход — вот наш рецепт успеха. Пусть ваше чадо растёт умным, а не просто «высоким»! Записывайтесь на пробный урок и убедитесь сами!
Шереметьев и Правдин, персонажи, символизирующие воплощённые нравственные идеалы, играют важную роль в развитии сюжета пьесы. Именно благодаря их вмешательству, герои начинают осознавать свои ошибки. В центральной части пьесы кульминацией становится сцена, где Простакова осознанно благословляет неприятного для неё жениха за возможность сохранить имущество в своём роде. Сцена, в которой госпожа Простакова по привычке проявляет свою грубость и нечестность, иллюстрирует ключевые черты этого образа: в ней проявляются крайняя жестокость и цинизм.
Подросток Митрофан, пребывающий под влиянием своей матери, медленно, но неизбежно теряет черты детской простоты и становится такой же эгоистичной и беспринципной личностью, как Простакова. Однако финал фонвизинской пьесы даёт надежду на торжество разумных и честных людьми. Заключительные сцены предлагают моменты раздумий о моральных ценностях и их роли в жизни человека.
Внутренние конфликты и личные противоречия персонажей ярко контрастируют с социальной несправедливостью и трагическим несовершенством общества. Отношения героев помогают подчеркнуть важность честности, ответственности и образования в противовес невежду и корысти. Через события и образы, раскрытые в этой пьесе, можно осознать, насколько оправданы были размышления Фонвизина на тему человеческого достоинства и его значения. Тема уважения к личности, стремления к совершенству через самосовершенствование – вот те лейтмотивы, звучащие сквозь сюжетные линии.
Главные герои
В этой удивительной истории нас встречает компания ярких, самобытных личностей, каждая из которых раскрывает отдельный аспект человеческой натуры и общества в целом.
Митрофанушка – главный герой повествования. Этот молодой парень, воплощающий невежество и лень, по-настоящему не стремится к знанию и саморазвитию. Его интересы ограничиваются исключительно едой и бездельем.
Стародум – другой ключевой персонаж. Этот мудрый и добродетельный старик, возвращающийся из Сибири, привносит в сюжет важные нравственные уроки и ценности. Он противопоставляется Митрофану, демонстрируя перенять важные жизненные принципы.
Прасковья Степановна Простакова – мать Митрофана, чрезмерно опекающая своего сына. Женщина имеет грубый и жестокий нрав. Она готова идти на любые хитрости ради своей выгоды и процветания своего чада.
Еремеевна – дворовая женщина, являющаяся няней Митрофана. Её преданность и недостаток знаний делают её марионеткой в руках госпожи Простаковой, что вызывает неоднозначные чувства у зрителей.
Правдин – представитель государственного правления. Этот персонаж символизирует справедливость и порядок. Он активно выступает против злоупотреблений Простаковых, активно защищая закон и моральные нормы.
Скотинин – брат Простаковой, характеризующийся животной грубостью и глупостью. Он мечтает завладеть имуществом и пользуется ситуацией для достижения своих корыстных целей.
История сосредоточена на конфликте между невежеством и образованностью, честностью и корыстью, человеческими пороками и добродетелями. Каждый образ вносит свою лепту в этот захватывающий сюжет, раскрывая глубину человеческой души и общества. В итоге, зритель неизбежно задумывается над своими жизненными приоритетами и моральными ценностями.
Основные события
Завязка истории
Сюжет начинается в доме Простаковой. Хозяйка дома, госпожа Простакова, деспотична и обладает суровым нравом. Её внимание сосредоточено на воспитании её сына Митрофана. Она мечтает выдать его замуж за богатую невесту.
Митрофан – юноша-подросток, ленивый и неглупый, но избалованный матью. Он очень не хочет учиться и предпочитает бездельничать. Семья Простаковых живёт в достатке, но их моральные устои оставляют желать лучшего. Появляется Стародум, дядя Софьи, который играет важную роль в развитии сюжета.
Стародум, человек честный и принципиальный, приезжает в дом Простаковых, чтобы взять на попечение свою племянницу Софью. Он хочет обезопасить её от дурного влияния и дать ей достойное воспитание. Стародум представляет собой противоположность Простаковым, что вызывает напряжение между героями.
Кульминация и развязка
Главный конфликт разгорается вокруг желания Простаковых выдать Софью за Митрофана. Простакова убеждена, что это укрепит их положение и принесёт богатство. Однако Софья противится этому браку, не чувствуя никакой симпатии к Митрофану.
Стародум поддерживает племянницу и решает вступить в открытую конфронтацию с Простаковыми. Он разоблачает пороки Простаковых и доказывает, что счастье и благополучие не купить за деньги. В итоге выявляется истинная сущность Простаковой – жестокая, властная и корыстная.
Результатом противостояния становится разрыв планов Простаковых. Софья уходит под опеку дяди, а Митрофан остаётся в одиночестве, не готовый к настоящей жизни. Развязка подчёркивает важность нравственных устоев и искренности. История заканчивается на позитивной ноте, подчёркивая победу моральных ценностей над алчностью и цинизмом.
Подробный пересказ по действиям
Первое действие
Действие начинается с разговора Простаковой и Тришки. Простакова недовольна работой Тришки и угрожает его наказать. Затем появляются Скотинины, обсуждающие свои дела. Среди них разговоры об образовании и будущности. Скоро все понимают, насколько важными становятся деньги и статус, а не знания. Милон рассказывает Софье о своих чувствах к ней. Софья отвечает взаимностью. Страсть между молодыми людьми моментально находит отклик у читателя.
Второе действие
История продолжается обсуждением предстоящей женитьбы. Простакова узнает, что Софья станет наследницей огромного состояния. Она решает выдать её замуж за своего сына Митрофана. Начинаются интриги и манипуляции. Простакова идёт на все ухищрения, чтобы добиться своего. Стародум возвращается из Петербурга в момент, когда ситуация накалена до предела. Его возвращение вызывает различные эмоции у присутствующих.
Третье действие
Дед Софьи – Стародум, узнает о планах Простаковой. Он решает защитить внучку от авантюристов. Стародум начинает серию бесед с разными персонажами, стараясь изменить их взгляды на жизнь. Это вызывает возмущение у Простаковой, которая становится жёстче и злее. Конфликт с Милоном продолжает нарастать. В какой-то момент ситуация выходит из-под контроля. Стародум становится ключевой фигурой в этой сложной интриге.
Четвёртое действие
- Простакова продолжает свои манипуляции с Софьей и Милоном.
- Скотинин предпринимет попытку похитить Софью, чтобы жениться на ней самому.
- Милон обороняет возлюбленную и призывает к порядку.
- Стародум говорит с Митрофаном о важности образования и нравственности.
- Митрофан показывает свою полную неспособность и отсутствие интереса к учебе.
- Кульминация душевной борьбы между благородством и корыстью достигает своего апогея.
Заключительное действие
Финал показывает триумф истины над злом. Стародум, Милон и Софья объединяются против Простаковой и её семьи. Простакова теряет поддержку окружающих. Её влияние на Митрофана также снижается. Приходит официальное известие о наследстве Софьи, и она становится полноправной хозяйкой своего судьбы. Молодые люди обретают свободу. Простакова и Скотинин остаются в унижении. Стародум уезжает, оставив чёткие наставления. В итоге, справедливость торжествует, и каждый получает по заслугам.
Действие 1. Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей
Вначале повествования мы встречаем семейство Простаковых. Это недобрые и жадные люди, души не чают в деньгах. Они живут в деревне и воспитывают своего сына Митрофана, который рос беспечным и несамостоятельным. В их скучное бытие врывается молодая девушка Софья. Она очень образованна и чрезвычайно мила, однако только терпит плохое отношение Простаковых.
Приезд дядюшки Софьи
И вот появляется неожиданный гость – дядюшка Софьи, Стародум. Появление этого благородного господина неожиданное и вызывает ажиотаж. Стародум – человек просвещённый и пользуется почтением у окружающих. Простаковы решают воспользоваться его внезапной явкой в своих интересах.
Стародум сообщает радостное известие: он обрёл внезапное богатство и теперь Софья претендует на крупное наследство. Простаковы видят в этом возможность поправить свои дела. Госпожа Простакова сразу же меняет своё отношение к Софье, надеясь, что её сын Митрофан станет хорошей партией для девушки.
Конфликт и развитие событий
Стародум, узнав о планах Простаковых, негодует. Он воспевает добродетели и образованность, полностью отрицая меркантильность и бездуховность. Он следующим образом описывает бедственное положение Простаковых и их моральное разложение. Простакова, ощутив угрозу своим планам, ведёт себя агрессивно, что только подтверждает худшие представления Стародума о ней.
Пока Простаковы строят козни, Стародум принимает решение взять Софью под свою опеку и увезти её из этого гиблого места. Он хочет воспитать её как истинную благородную даму. Софья с радостью принимает это предложение, понимая, что оно избавит её от несчастной судьбы с Простаковыми и даст ей возможность для лучшей жизни.
Таким образом, первая завязка сюжета даёт зрителю полное представление о характерах и мотивациях главных героев, отражает конфликт между добродетелью и жестоким миром алчных Простаковых. Софья же получает надежду на светлое будущее благодаря поддержке доброго и мудрого дядюшки.
Действие 2. Царский чиновник. Софья и её возлюбленный. Недоросль хочет жениться
Действие начинается появлением важного персонажа, представителя царской власти. Лицо это – чиновник, призванный проверять дела в доме Простаковых. Его визит вызывает волнение и тревогу среди персонажей, поскольку с его приездом связано множество намёков и тайных надежд.
В центре событий оказываются Софья и её возлюбленный Милон. Софья, племянница госпожи Простаковой, является мишенью для желания многих, но особенно выделяется Митрофанушка. Однако сердце её несравненно спокойнее рядом с Милоном, который искренне её любит. Их чувства чисты и возвышенны, что резко контрастирует с корыстными планами Матушки и самого Митрофанушки.
Митрофан желает жениться на Софье не от любви, а ради её наследства. Простакова стремится всеми способами устроить эту свадьбу. Она готова на любые хитрости и обманы, лишь бы добиться своего. Митрофан, будучи недальновидным и ленивым, не понимает истинной ценности брака и видит в Софье лишь способ обогатиться. Эгоизм пружинит каждое его действие. Он предпочитает жить в неведении и пользоваться благами, а не трудиться над собой. Его характер заполняет пространство унылой банальностью и мелочностью.
Чиновник, напротив, представляет собой олицетворение порядка и справедливости. Он сразу замечает все подводные камни, расставленные Простаковыми. Его присутствие служит катализатором для главных конфликтов произведения, обнажая истинные лица действующих лиц. Софья и Милон находят в нём потенциального союзника, способного защитить их от несправедливости и корысти Простаковых.
Между тем Простаков и его жена ещё больше закручивают интригу. Они ставят ультиматумы, устраивают сцены и думаю, что победа близка. Однако подлинная сила всех этих коварных планов начинает ослабевать под внимательным взглядом чиновника.
Зритель наблюдает стык различных мировоззрений. Чиновник сдержан и рассудителен. Милон, полный благородства и искренней любви, воплощает честность. Простакова и её сын – воплощение жадности и глупости. Софья, притягивающая своей красотой и добротой, оказывается в центре борьбы. Чем закончится противостояние? Ответ ещё впереди.
Действие 3. Приезд дядюшки. Уроки глупого недоросля
Приехавший из далека дядя вносит новый поворот в происходящие события. Его визит внезапен и вызывает бурю эмоций у всех персонажей. Этот момент становится поворотным, обостряя конфликты и раскрывая истинные черты героев. Параллельно протекают уроки недоросля, которые наглядно демонстрируют его неглупость, но и отсутствие моральных ориентиров.
Встреча с дядюшкой
Сцена начинается с приезда дядюшки Стародума, давно не видимого родственника. Его неожиданное появление трогает всех. Мать, г-жа Простакова, активно проявляет свою фальшивую радость. Отец, бесчувственный Простаков, тоже старается производить впечатление гостеприимного хозяина.
- Добродушный и справедливый дядя быстро замечает, что в доме царят лицемерие и лень.
- Он приходит с важной новостью – молодой человек способен получить наследство лишь при наличии образования.
- Услышав это, Простакова впускается в панику – она не в состоянии скрыть, что её сын вовсе не учится.
Уроки и конфликты
На дне беспорядочного обучения простаивает молодой Митрофанушка. Его уроки походят на фарс. Учителя, словно марионетки, выходят на сцену, каждый со своим предметом. Каждый надеется на лучшую судьбу.
- Социник Кутейкин, учитель грамоты, более заботится о своей жалкой казне, нежели об учениках.
- Циферкин, учитель арифметики, готов устать, но не получить достойную похвалу.
- Вральман, обучающий верховой езде, вообще не имеет представления о предмете своего преподавания.
Митрофанушка воплощает полнейшее невежество. Его неспособность к обучению становится предметом насмешек. Но самая жгучая сатира проявляется в том, как окружающие продолжают потакать его лени. Стародум внимательно наблюдает за всем происходящим. Ему становится очевидно, что нужно срочно вмешаться.
В результате уроков, многогранная природа молодого героя развёртывается перед зрителем. Он не столько глуп, сколько испорчен. Символизирует безысходность образования в семье Простаковых. При этом конфликт между дядей и остальными поднимает вопросы моральных ориентиров и истинных ценностей.
Действие 4. Дядюшка одобряет выбор Софьи, экзаменует недоросля и отвергает недостойных Софьи женихов
В этой части сюжета фокус смещается на важное событие, которое определит судьбу главных героев. Старый дядя Тарас Скотинин, уважаемый и мудрый человек, поддерживает выбор Софьи. Её решение будет основополагающим в дальнейших перипетиях.
Герой Действия и события Дядя Скотинин Поддерживает выбор Софьи, признаёт её право на самостоятельное решение. Он видит в её женихе достойного человека и радуется за племянницу. Софья Принимает решение о своём женихе, опираясь на собственные чувства и разум. Её выбор показывает её зрелость и самостоятельность. Недоросль Митрофан Проходит проверку знаний и полного фиаско. Его поведение и непригодность становятся очевидными, что поражает всех окружающих. Недостойные женихи Становятся очевидными своими недостатками и эгоизмом. Их намерения отвергаются без колебаний. Это только укрепляет веру в правильность выбора Софьи.
Итак, дядя Тарас лично убеждается в правильности выбора Софьи. Её ясность и разумность подкрепляются его мудрой поддержкой. Зная, как важен вопрос замужества, он решает проверить молодого недоросля. Испытание выявляет абсолютную неподготовленность юноши. Ошибки и незнание основ поражают всех. Становится ясно, что Митрофан не готов к жизни взрослого человека. Это вызывает разочарование и смех.
Тем временем другие претенденты на руку Софьи показывают свои истинные лица. Их низость, корысть и недостатки выявляются быстро. Дядя Скотинин разглагольствует о важности выбора достойного спутника жизни. Услышав омерзительные планы и мотивы, он отказывается от недостойных претендентов. Софья видит, что дядя прав. Теперь её уверенность в правильности решения становится только сильнее. Действие заканчивается с чувством надежды и справедливости.
Действие 5. Простакова пытается похитить Софью и в наказание лишается власти и сына
В пятом действии происходят кульминационные события, развязка конфликтов между центральными персонажами. Продолжив свои коварные замыслы, Простакова идёт на отчаянные меры, не предвидя близкой катастрофы.
Софья, главная героиня, оказывается в центре заговора Простаковой. Коростелев сообщает Софье, что Простакова намеревается похитить её. Софья в панике, её положение становится отчаянным. Она просит помощи у дяди Правдина.
Простаковы действуют решительно. Она приказывает Митрофану и дворовым овладеть Софьей. Ситуация накаляется, напряжение нарастает. Грубость и жестокость Простаковой проявляются во всей красе. Она не задумывается о чужих судьбах, движима лишь собственными интересами.
Правдин кабинетом возвращает всех к порядку. Его своевременное вмешательство предотвращает преступление. Простакова поймана с поличным. Правдин осуждает её поведение, заявляя о её самоуправстве и злых намерениях. Простакова лишается полномочий и права на управление имением, что Картина её деградации как матери и владельца имения завершается полным крахом..
Митрофан, сын Простаковой, видя, что мать теряет власть, ведёт себя поразительно трусливо. Он отказывается вступаться за неё, напуганный последствиями. Его равнодушие и эгоизм становятся очевидными. Рухнувший авторитет матери открывает глаза на его истинное нутро.
В финале решения Правдина становятся окончательными. Простакова теряет контроль не только над имением, но и над своим сыном. Со вся власть и влияние оказываются разрушены. Простакову остаётся наблюдать, как её предыдущие амбиции и властолюбие приводят к полному поражению.
Таким образом, трагикомедия завершается полной развязкой всех махинаций и интриг Простаковой. Виновные наказаны, справедливость восторжествовала.
Ключевые моменты Описание Заговор Простаковой Заговор с целью похищения Софьи. Вмешательство Правдина Правдин останавливает преступные действия. Наказание Простаковой Лишение полномочий и власти. Поведение Митрофана Трусость и безразличие сына.
В чем мораль произведения
Произведение Д. И. Фонвизина раскрывает ключевые аспекты воспитания и общества. Автор даёт яркое представление о пороках своего времени. Он показывает, как негативное влияние среды формирует порочные личности. Центральное место в пьесе занимает проблема невежества и его последствий.
Главный герой, Митрофанушка, представляет собой собирательный образ молодого поколения дворянского общества. Он ленив, непослушен и совершенно не хочет учиться. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова, потакает его лени и глупости. Она видит в сыне продолжение своего рода и будущее опору, хотя сама не обладает ни умом, ни моралью.
Противопоставление персонажей также сыграло важную роль. Стародум – олицетворение здравого смысла и честности. Он пытается наставить молодое поколение на путь истинный. Его речь полна добродетели, он предупреждает об опасности невежества. Стародум убеждён, что истинное богатство заключается не в деньгах, а в совести и образованности.
Основной конфликт в произведении развёртывается между честностью и беспринципностью. Этику и мораль противопоставляют лицемерию и жадности. Простаков и Простакова ведут себя алчно и бесчеловечно. Они преследуют исключительно личные выгоды, не заботясь о последствиях своих действий. Образ Митрофанушки служит угрожающим предупреждением о деградации общества.
Финал произведения правдиво отражает моральное возмездие. Госпожа Простакова теряет власть над своим домом и сыном, попадает в отчаянное положение. При этом Митрофанушка показывает полное пренебрежение к матери, что символизирует нравственную деградацию. В конце концов, справедливость торжествует: те, кто не обладает моральными качествами, оказываются на обочине жизни.
Таким образом, мораль произведения ясна. Фонвизин учит нас тому, что важны не деньги и положение в обществе, а внутренние качества человека. Честность, добродетель, образование – вот истинные ценности, которые должны быть культивированы с детства. В противном случае общество обречено на падение и деградацию.
- Артур Фонвизин (1883-1993) «Остановись, мгновенье…»
- Игорь Дрёмин: Выставка Артура Фонвизина (1883-1973) «Остановись, мгновенье…»
- «Когда мы были сиротами» Кадзуо Исигуро, краткое содержание
- «Вегетарианка» Хан Ган, краткое содержание
- «Пересекая границу» Уилла Хоббса, краткое содержание
- «Третья тарелка» Дэна Барбера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?