«Чарльз» Ширли Джексон, краткое содержание читать ~6 мин.
Рассказ американской писательницы Ширли Джексон «Чарльз» (1948) был впервые опубликован в сборнике «Мадемуазель», затем в сборнике рассказов Ширли Джексон 1949 года, а позже вошёл в её роман 1953 года «Жизнь среди дикарей». Хотя «Чарльз» не относится к жанру ужасов, Джексон является известной писательницей ужасов и оказала влияние на таких современных писателей, как Нил Гейман и Стивен Кинг. В этом рассказе есть элемент тайны – ещё один жанр, которым славится автор.
Повествование ведётся от первого лица в прошедшем времени, история начинается в доме семьи, состоящей из рассказчицы, её мужа, их сына и грудной дочери. Рассказчица огорчена тем, что её сын, Лори, взрослеет; теперь он ходит в детский сад и больше не является «сладкоголосым ясельным ребёнком», он вырос из своего вельветового комбинезона, начал носить синие джинсы и больше не оборачивается, чтобы помахать ей на прощание, уходя в школу.
Когда Лори возвращается домой после первого дня посещения детского сада в понедельник, он грубо разговаривает с отцом, опрокидывает молоко своей младшей сестры и, когда его спрашивают, говорит, что «ничему не научился» в школе в тот день. После того, как рассказчик исправляет его грамматику, Лори также рассказывает своей семье об однокласснике по имени Чарльз, которого учитель отшлёпал «за свежесть», но не уточняет, что именно Чарльз сделал, чтобы заслужить шлепок.
Чарльз – главное событие всей первой школьной недели Лори. Лори приходит домой на следующий день, во вторник, и рассказывает родителям, что Чарльз ударил учителя за то, что тот заставил его пытаться рисовать красными мелками, когда он хотел использовать зелёные. Лори «очень усмехается», рассказывая об этой неприятности. Рассказчик потрясён этой историей, но жаждет услышать больше. В среду Лори рассказывает, что Чарльз ударил качелями по голове девочки, поранив её. В четверг сообщается, что Чарльз постоянно стучал ногами по полу, а во время уроков его заставляли стоять в углу. А в пятницу, по сообщениям, Чарльза лишили права работать у доски, потому что он бросил мел.
В субботу рассказчица разговаривает со своим мужем и выражает беспокойство по поводу того, что Лори будет учиться в школе с таким деструктивным и невоспитанным человеком, как Чарльз. Ее муж замечает, что в мире всегда будут такие люди, как Чарльз, и для Лори лучше встретить такого человека раньше, чем позже – пишет о рассказе knigoed.net.
Следующая неделя проходит в том же духе. В тот понедельник Лори возвращается из школы поздно, но когда он бежит вверх по холму к дому, он уже возбуждённо выкрикивает имя Чарльза, желая поделиться последним разоблачением: он рассказывает матери, что Чарльз так громко кричал, что учительница оставила его после уроков в качестве наказания, а все остальные дети остались, потому что хотели посмотреть на него. Когда Лори присоединяется к родителям за столом, рассказчица пересказывает мужу последнюю историю. Он спрашивает, как выглядит Чарльз и как его фамилия, и Лори отвечает: “Он больше меня, и он никогда не носит пиджак”. Лори не отвечает на вопрос о фамилии Чарльза.
В этот вечер проходит первое родительское собрание, но рассказчица не может на него прийти, потому что её маленькая дочь простудилась. Рассказчица разочарована тем, что пропустила собрание; она хочет познакомиться с матерью Чарльза, и ей очень интересно, что за женщина могла вырастить такого сына.
Всю оставшуюся неделю Лори приходит домой и рассказывает родителям об отвязных поступках Чарльза, некоторые из которых связаны с насилием. В то же время Лори, похоже, подражает этому поведению у себя дома: грубит отцу, хлопает вещами и устраивает всякие пакости. Это продолжается до такой степени, что семья начинает называть такие выходки «быть Чарльзом».
Однако на третьей и четвёртой неделе посещения детского сада анекдоты принимают неожиданный оборот. В четверг третьей недели поведение Лори становится «мрачным», когда он сообщает, что Чарльз хорошо себя вёл – настолько хорошо, что воспитательница наградила его яблоком. Недоумевая, родители Лори просят сына подробнее рассказать, как именно Чарльз вёл себя хорошо. Лори объясняет: “Он раздал мелки, а потом собрал книги, и учительница сказала, что он был её помощником”. В тот вечер, когда рассказчица спрашивает мужа, действительно ли возможно, чтобы Чарльз так изменился, он пессимистично говорит ей, чтобы она не надеялась, поскольку такой человек, как Чарльз, скорее всего, просто замышляет свой следующий шаг. Тем не менее, в течение следующей недели или около того Чарльз продолжает оставаться «помощником учителя».
Пропустив первое родительское собрание в школе, рассказчица твёрдо намерена посетить следующее собрание, которое состоится на следующей неделе. И она, и её муж соглашаются, что когда она придёт на собрание, она должна разыскать мать Чарльза и спросить её, что же случилось с Чарльзом.
Позже на той же неделе в пятницу Лори с ликованием наблюдает, как его анекдоты возвращают себе былую интригу: Чарльз, всё ещё действуя как «помощник учителя», обманом заставил девочку использовать непристойные выражения, и учительница вымыла рот девочки с мылом. В следующий понедельник Лори рассказывает, что Чарльз сам использовал непристойности – несколько раз – и ему самому вымыли рот. В довершение всего, маленький чертёнок снова бросил мел.
Рассказчик хочет как встретиться с матерью Чарльза, так и провести встречу с учительницей Лори. Прямо перед следующим родительским собранием рассказчица и её муж договариваются, что она должна найти мать Чарльза и пригласить её на чай, чтобы муж рассказчицы смог по-настоящему «рассмотреть её». На собрании рассказчица ищет уставшую, измождённую женщину, которая могла бы быть матерью Чарльза, но не видит никого, подходящего под это описание.
В конце концов, она замечает учительницу Лори и представляется матерью Лори. Учительница туманно замечает, что Лори – интересный ребёнок, но когда рассказчик говорит ей, как Лори нравится в детском саду, учительница отвечает: “У нас были небольшие проблемы с адаптацией в первую неделю или около того, но теперь он прекрасный маленький помощник. Конечно, со случайными промахами”. Рассказчик настаивает на том, что Лори обычно хорошо приспосабливается к новой обстановке и что все его нынешние трудности должны быть вызваны разрушительным влиянием Чарльза. Когда учитель выглядит озадаченным, рассказчик уточняет, говоря, что у школы, вероятно, и так полно дел с Чарльзом. Учительница, всё ещё озадаченная, говорит ей, что в детском саду нет ребёнка по имени Чарльз.
- «Парижский архитектор» Чарльза Белфора, краткое содержание
- «Холодный дом» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- «Большая жажда» Чарльза Фишмана, краткое содержание
- «Средний пассаж» Чарльза Джонсона, краткое содержание
- «Мы всегда жили в замке» Ширли Джексон, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?