«Следы» Луизы Эрдрич, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман «Следы» Луизы Эрдрич является третьим в тетралогии произведений, начинающейся с «Лекарства любви», продолжающейся «Королевой свёклы» и заканчивающейся «Дворцом Бинго». Все эти романы посвящены истории племени чиппева или оджибве, живущего в вымышленном городе Аргус, Северная Дакота, и его окрестностях.
В романе «Следы» Эрдрич возвращается в начало двадцатого века, чтобы рассказать о больших потерях, которые понесло племя чиппева. Когда болезни и голод не смогли уничтожить всех чиппева, правительство вступает в сговор с лесозаготовительными компаниями, чтобы украсть земли оставшихся людей с помощью разорительно высоких ежегодных платежей за землеотвод.
Выживание становится первостепенной задачей. Единство и преданность племени становятся разрушенными, а человечность подвергается испытанию, поскольку одни продают свою землю белому правительственному агенту или лесорубам, а другие борются за сохранение своей земли независимо от цены.
Два рассказчика попеременно рассказывают о двенадцати годах в истории племени: Нанапуш, старейшина племени, и Полина, молодая девушка-сирота. Охватывая годы с 1912 по 1924, события, показанные в видении двух рассказчиков, одновременно перекликаются и противоречат друг другу. Нанапуш становится надёжным и уважаемым старейшиной племени, а Полина – католической монахиней, которую многие считают сумасшедшей.
В результате двух эпидемий – сначала оспы, а затем туберкулёза – наряду с договором, ограничивающим их передвижение и выделяющим каждому клану участок земли, народ чиппева был почти уничтожен болезнями и голодом. Нанапуш начинает повествование в романе, когда вторая эпидемия уничтожает целые семьи, оставляя сиротами многих детей, а также одиноких взрослых, как Нанапуш, потерявших своих жён и детей.
Точки зрения и события, изображаемые обоими рассказчиками, раскрывают их цели. Нанапуш хочет убедить Лулу (свою внучку), что её мать, Флёр, не бросила её на произвол судьбы в суровых условиях индийской школы-интерната. Полина хочет быть похожей на Флёр и одновременно презирает её: её ревность и одержимость делают её точку зрения ненадёжной.
Аналогичным образом, повествование Нанапуш, которая пытается убедить Лулу принять свою мать, остаётся подозрительным. Оба рассказчика, рассказывая свои истории, ставят на карту нечто критически важное. Полина жаждет, чтобы её любили и считали особенной. Нанапуш хочет выжить и желает, чтобы его приёмная семья воссоединилась. Полина обращается к белой религии, а Нанапуш придерживается старых традиций.
Центральным персонажем романа является Флёр Пиллагер. После того как она осиротела в возрасте 17 лет во время эпидемии 1912 года, Нанапуш берет её к себе и спасает ей жизнь. Однако Флёр по-прежнему намерена жить на земле своей семьи и переезжает обратно на озеро Матчиманито, где живёт сама по себе.
Вокруг Флёр постоянно ходят слухи и сплетни из-за её необычной силы, красоты и жизненного выбора. Например, люди сплетничают, что Флёр, которая дважды тонула в озере и выжила, управляет чудовищем, живущим в озере. Когда мужчины, пытавшиеся спасти её, погибают, племя возлагает вину на Флёр.
Когда Флёр переезжает в Аргус в поисках работы и денег, Полина уже живёт в городе. Примерно одного возраста, обе девушки работают в одной мясной лавке. Флёр, обладающая мужской силой, таскает говяжьи бока и разделывает мясо. Полин заботится о своём кузене Расселе и начинает завидовать тому, как Флёр влияет на мужчин.
Флёр привлекает к себе ещё больше внимания, когда присоединяется к мужской карточной игре. Пит Козка, владелец мясной лавки, и трое его помощников играют в двадцать одно и покер. Флёр постоянно выигрывает, что вызывает у мужчин гнев и подозрения. Когда она выигрывает огромный банк, содержащий всю зарплату мужчин за неделю, мужчины напиваются, затем преследуют Флёр и насилуют её. Флёр возвращается к озеру и скрывает, что забеременела. Мужчины расплачиваются за своё нападение жизнью, вновь обращая внимание жителей города на способность Флёр убивать.
Илай Кашпау влюбляется во Флёр и обращается за советом к Нанапушу, чтобы завоевать её любовь. Когда ему это удаётся, и они начинают жить вместе в доме у озера, вопрос о происхождении ребёнка Флёр становится неясным. К моменту рождения Лулу Илай и Флёр становятся парой, и они вместе воспитывают Лулу.
Главы, посвящённые Полине, показывают её растущее безумие и религиозную манию. Она поступает в послушницу и верит, что Иисус хочет, чтобы она обратила как можно больше людей, включая Флёр и Нанапуш, чтобы спасти их души. Ее безумие достигает кульминации, когда она принимает Наполеона Моррисси за Сатану и убивает его. Ее видения и верования соответствуют сплетням в племени, особенно в отношении Флёр и её власти над людьми и природой.
Тем временем деньги от лесозаготовок и алкоголь также преследуют племя. Многие люди поддаются одному или обоим, теряя свою землю и самоуважение. Нанапуш и Маргарет Кашпау переезжают на озеро, чтобы выжить. Со временем Нанапуш и Маргарет становятся парой. Вопрос о продаже земельных наделов лесозаготовительной компании или правительству жёстко разделяет кланы племени, а ежегодные выплаты за наделы становятся разорительно дорогими.
После трудной борьбы за деньги, необходимые для сохранения наделов Пиллагера, Нанапуша и Кашпау, Маргарет Кашпау обманывает Флёр и Нанапуша, выплачивая взносы только за свой надел. Этот обман разлучает Илая и Флёр. Примирившись с потерей своей земли, Флёр начинает действовать. Во-первых, она отправляет Лулу в безопасную государственную школу-интернат. Затем, вместо того чтобы позволить лесорубам вырубить свой лес, она сама распиливает стволы древних дубов у основания. Когда лесорубы и Илай приходят со своим оборудованием, повозками и лошадьми, чтобы выселить её, она поднимает сильный ветер, и деревья падают в сторону озера, давя под собой людей, оборудование и лошадей.
Когда она покидает резервацию, таща за собой самодельную дубовую телегу, Флёр просит благословения у Нанапуша. После её отъезда Нанапуш пытается вернуть Лулу домой в резервацию. В конце концов, ему это удаётся, и роман заканчивается возвращением Лулу домой, в крепкие и любящие объятия Нанапуша и Маргарет.
Комментирование недоступно Почему?