«Следы в джунглях» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~13 мин.
Рассказ «Следы в джунглях» – один из шести, вошедших в сборник Сомерсета Моэма 1933 года под названием «Ах, король». Объединяющая тема, которая связывает все шесть рассказов, – это психологическое воздействие британцев на жизнь в далёких дальних странах, которые были частью империалистических колоний Англии. Стресс, вызванный попытками сохранить правильный британский образ жизни среди цивилизаций и обществ, находящихся в различных состояниях беспорядка, приводит к жестокому убийству, в результате которого в рассказе «Следы в джунглях» остаётся тело с отстреленной половиной головы.
Моэм утверждает, что события, описанные в рассказе, не являются результатом его творчества или воображения – все они произошли на самом деле. Действие рассказа происходит в вымышленном малайском штате, где повествование разворачивается как история социального скандала, включающего супружескую измену, обнаружение незаконной беременности и последующее убийство неудобного мужа супружеской изменой. Наиболее поразительным элементом этой истории является то, что с каждым годом, когда их преступление не обнаруживается, чувство раскаяния уменьшается, а наслаждение комфортной совместной жизнью увеличивается.
В этом случае реальная жизнь кажется зеркальным отражением вымысла. Как убийство остаётся нераскрытым и исчезает в памяти как просто социальный скандал, так и фокус рассказа смещается с редкого случая, когда убийцам сходит с рук их преступление, на обстановку рассказа, связанную с вопросами постколониальной фантастики и изображением коренного населения писателями-колонизаторами.
В 1950 году «Следы в джунглях» были адаптированы в качестве презентации для телевизионного театра Сомерсета Моэма.
Сюжет
Безымянный рассказчик – очевидно, беллетризованная версия автора, Сомерсета Моэма, который регулярно вставлял себя в качестве персонажа в свои художественные произведения – посещает Танах Мерах в Федеративных Малайских Штатах во времена расцвета британской колониальной империи в первые десятилетия 20-го века. Его приглашает знакомый, начальник полиции Гейз, принять участие в игре в бридж с богатой британской парой, которая, как выясняется, имеет печально известное прошлое.
Заметив, что 19-летняя дочь супругов гораздо больше похожа на своего отца, чем на мать, Гейз сообщает ему, что муж на самом деле является отчимом девушки, биологический отец которой был таинственно убит в результате нераскрытого убийства двадцать лет назад. Неразрывность этого откровения вызывает интерес у рассказчика и побуждает начальника полиции рассказать предысторию убийства, которая занимает большую часть повествования.
Миссис Картрайт когда-то была миссис Бронсон, замужем за успешным фабрикантом Реджи. Реджи Бронсон приглашает своего друга Тео Картрайта, испытывающего финансовые трудности, приехать в Малайю и устроиться на работу, помогая на плантации. То, что должно было быть временной ситуацией, пока Картрайт не встанет на ноги, растягивается на год, в течение которого Картрайт и миссис Бронсон становятся активными партнёрами по теннису. Однажды ночью Реджи Бронсона находят убитым в джунглях, и в ходе расследования Гейз приходит к выводу, что убийство, скорее всего, было непреднамеренным побочным результатом кражи, поскольку с места убийства пропали его часы и значительная сумма денег.
В последующий год после убийства Картрайт и овдовевшая миссис Бронсон женятся. Менее чем через девять месяцев после убийства она родила дочь Олив, естественно, предполагается, что её отцом был покойный М. Бронсон. К этому времени Гейз уже считал дело закрытым, но нераскрытым, поскольку ни часы, ни пропавшие деньги так и не обнаружились. Дело остыло, интерес общественности угас, и Гейз считает его закрытым. И вот примерно через год неуловимые часы неожиданно оказываются в руках китайца, который пытается их заложить. После допроса подозреваемого, Гейз был тронут кажущейся честностью этого человека и решил проверить его заявление о том, что он нашёл часы в джунглях неподалёку от места убийства.
Повторный поход в джунгли подтверждает правдоподобность неправдоподобной истории китайца самым неожиданным и убедительным образом: пропавшие деньги также наконец-то обнаружены. В свете новых улик, свидетельствующих о том, что ограбление не было мотивом убийства, Гейз убеждается, что Картрайт убил своего друга по настоянию миссис Бронсон в качестве решения неудобного вопроса: она уже носила незаконнорождённого ребёнка Картрайта.
К сожалению, хотя все улики указывают именно на такое объяснение, ни одна из них не является достаточно веской для возбуждения дела. Поскольку внимание общественности было отвлечено от убийства и, кроме того, мистер и миссис Картрайт популярны и приятны, он позволяет им избежать наказания за совершенное преступление, предполагая, что не хотел бы быть Богом в их судный день.
Список персонажей
Рассказчик
Сомерсет Моэм имел обыкновение создавать своего рода обрамление, в котором он вступал в повествование, чтобы лучше позиционировать себя как приёмника истории, на основе которой будет рассказана его история. Иногда он становился персонажем по имени, а иногда нет. Но независимо от того, назван он или нет, поклонники Моэма всегда знали, что рассказчик – это он.
Гейз
Гейз – начальник полиции, а также друг пары, о которой рассказывает Моэм. Но сначала он должен выслушать историю от заинтересованного наблюдателя, и в данном случае нет никого более заинтересованного в происходящем, чем полицейский, расследующий это дело. Так получилось, что рассказчик остановился у Гейза во время визита в город Танах Мерах в Федеративных Малайских Штатах. Но прежде чем Гейз перейдёт к предыстории, рассказчик встретится с парой, о которой идёт речь, уже в настоящем, спустя много лет после событий, о которых рассказывает Гейз.
Миссис Картрайт
Рассказчик знакомится с миссис Картрайт по приглашению присоединиться к ним за игрой в бридж. Она даёт понять рассказчику, что провела много времени за игрой в карты, демонстрируя свою ловкость в тасовании колоды. В это время ей около 50 лет, она болтлива, способна на сарказм, так же как и на карты, и располагает к себе рассказчика тем, что готова взять столько же, сколько дала. Она в целом приятна и довольна. Что вскоре покажется неправдоподобным, когда рассказчик услышит эту предысторию.
Мистер Картрайт
Мистер Картрайт поражает рассказчика как идеальный компаньон для своей жены – люди, которые действительно наслаждаются обществом друг друга, а также любят друг друга, – поэтому он считает, что их брак должен был продлиться много лет. Частью этого умозаключения является то, что мистер Картрайт выглядит немного старым и измождённым. Конечно, его предположение окажется несостоятельным на десятилетия, но это не меняет того факта, что, по мнению незнакомца, их брак был долгим.
Олив
Это ещё одно из заблуждений рассказчика, которое вдохновляет его на разворачивание предыстории. Олив, которой, по предположению рассказчика, около 19 или 20 лет, кажется похожей на своего отца в большей степени, чем на мать. Когда рассказчик вскользь говорит об этом Гейзу, тот с удивлением узнает, что Олив не может быть похожа на мистера Картрайта, поскольку он не является её отцом. Так начинается рассказ о том, что произошло 19 или 20 лет назад… точнее, за четыре месяца до рождения Олив.
Реджи Бронсон
По словам Гейза, отцом Олив на самом деле был человек по имени Реджи Бронсон. Бронсон был первым мужем миссис Картрайт и таким же плантатором, как и её второй муж. Однако двадцатью годами ранее Бронсон владел одной из самых управляемых плантаций на острове, и его друг Картрайт был настолько неудачлив, что написал Бронсону письмо с просьбой о работе. Бронсон согласился и даже пригласил Картрайта пожить у него дома. Год спустя Картрайт все ещё жил там, когда в джунглях был обнаружен труп Реджи – жертва очень беспорядочного выстрела в голову.
Китаец
Китаец известен именно так. Он является, пожалуй, самым неотъемлемым персонажем сюжета, но во всем остальном остаётся загадкой. Его попытка заложить часы, принадлежавшие Реджи Бронсону – часы, которые он утверждает, что нашёл в джунглях неподалёку от места убийства. Ключевая информация заключается не столько в том, где он их нашёл, сколько когда: накануне, через год после совершения убийства. На основании этой неожиданной информации Гейз возвращается на место преступления, где обнаруживает деньги, которые были у Бронсона, и убеждается, что Картрайт убил своего друга по наущению женщины, которая теперь стала его женой.
Темы
Влияние колониализма на брак
Сюжет повести разворачивается вокруг классического любовного треугольника. Хотя некоторые критики склоняются к интерпретации рассказа как исследования темы вероломной женщины, вряд ли можно сказать, что единственная женщина в этом треугольнике была одинока в своём предательстве.
Гораздо лучше рассматривать эту историю как анализ влияния колониализма и империализма на семейную динамику. Если бы эта вероломная женщина наслаждалась всеми обрядами и ритуалами британских женщин викторианской эпохи дома, а не подвергалась неизбежной скуке и тоске колониального образа жизни вдали от дома (при прочих равных условиях, конечно), вероятность того, что она влюбится в новоприбывшего, почти наверняка значительно уменьшилась бы. Может быть, она и коварна, но единственная часть треугольника, которая так страдает? Вряд ли.
Расизм
Ближе всех к аресту и обвинению в преступлении в этой загадке убийства оказался безымянный «китаец», на которого сразу же падает подозрение после того, как он случайно находит в джунглях дорогие часы. К несчастью для китайца, эти часы – единственная улика, которая хотя бы приближается к установлению обстоятельств загадочного убийства. К счастью, его история в конце концов принимается, и он избегает виселицы, возможно, по счастливой случайности.
Тем временем, реальных людей, причастных к убийству, отпускают на свободу, потому что улики косвенные, с момента преступления прошёл год, и, в конце концов, это два самых приятных человека, которых только можно пожелать встретить.
Классовое различие
В этой истории не идёт речь о классовой войне. Белый мужчина – почти наверняка работающий в тандеме с белой женщиной – убивает другого белого мужчину: мужа этой женщины. Это не случай, когда европейцам сходит с рук убийство туземца; это случай, когда европейцам сходит с рук убийство одного из своих. Однако если бы ситуация была несколько иной – оказалось, что китаец убил белого человека или одного из других темнокожих туземцев, – сразу же возникает вопрос.
Неужели безумно беспечный начальник полиции так быстро оставил бы дело, потому что убийца был «приятным»? В этом приходится сильно сомневаться. По мнению следователя, два богатых, белых, европейских приятных человека виновны вне всяких сомнений. Но он все равно не считает, что дело стоит расследовать. Даже если классовая война не является прямым вопросом в повествовании колониалистской литературы, она является вездесущей темой.
Роман Сомерсета Моэма «Следы в джунглях» – это история предательства, измены и хладнокровного убийства с явной целью добиться лишь устранения неудобств. Первоначально опубликованный в 1927 году, он был переиздан полдесятилетия спустя в сборнике похожих рассказов Моэма под оригинальным названием «Ah King!» На самом деле, рассказы похожи тем, что все они имеют одинаковые колониальные условия и посвящены в основном проблемам британцев, пытающихся управлять империей.
Сборник состоит из шести рассказов, и «Следы в джунглях» – единственный, который действительно выделяется на фоне остальных. Не в силу эстетики, а скорее в силу повествования: бесчисленные преступления против закона, природы, государства и британских чувств, которые движут остальными, рассматриваются таким образом, чтобы обеспечить хотя бы некоторую меру справедливости.
Напротив, убийственная пара в центре «Следов в джунглях» выходит сухой из воды и живёт, надо полагать, долго и счастливо. Ещё более удивительным для истории, написанной в то время, является то, что им это сходит с рук не потому, что их вина не подозревается и не расследуется. На самом деле, колониальный начальник полиции собирает более чем достаточно косвенных улик, чтобы убедить присяжных, столь предрасположенных к этому, в виновности подозреваемых. Чего не хватает полицейскому, так это неопровержимых улик и пристального внимания, которое ослабло с тех пор, как преступление произошло год назад. Некогда нашумевшее и ставшее темой ночных разговоров, это убийство давно забыто, поскольку внимание переместилось в другое место.
Тот факт, что внешне респектабельная британская пара (самая приятная пара на острове) смогла избежать наказания за убийство не какого-то местного коричневокожего рабочего, а одного из своих, достаточно удивителен, но, как говорится в рекламе: подождите, это ещё не все! Моэм был печально известен тем, что брал реальные происшествия из реальной жизни и превращал их в вымысел, иногда тонко завуалированный, а иногда более энергично вымышленный. «Следы в джунглях» не только попадают в категорию первых, но и являются одной из самых тонко завуалированных историй во всем каноне Моэма. Как это часто случалось с Моэмом, он услышал эту историю от своего знакомого и понял, что это потрясающая история, которая практически сама себя написала. Очень немногое изменено в истории, которую ему рассказали, за исключением деталей и характеристик, чтобы дополнить её и избежать судебного иска.
Самый известный рассказ Моэма, основанный на одной из таких историй, услышанных им от знакомого, – «Дождь», подаривший миру одного из самых известных его персонажей – неапологетически чувственную мисс Сэди Томпсон. Эти два рассказа вряд ли можно назвать аномалией: его роман «Луна и грош» – это чуть более завуалированная история жизни Поля Гогена, а то, что многие считают его лучшим достижением, «Остриё бритвы», относится к той стороне спектра, где больше вымысла, чем факта, но который был вдохновлён реальной историей, хотя вдохновение для его главного героя никогда не было точно установлено.
Тот факт, что Моэм был очень популярным писателем и не скрывал, что многие из его рассказов вряд ли были примерами творческого духа, искрящегося из какого-то мистического места внутри его разума, возможно, является причиной того, что он не только чувствовал себя комфортно, не привлекая убийц к ответственности, но и никого другого это не особенно возмутило. Знаковый пример мрачной нуар-фантастики Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» рассказывает несколько похожую историю о любовниках, которые сговариваются избавиться от неудобного мужа, и он был опубликован всего через год после того, как эта история вновь появилась в «Ах, король!».
Кейн был не тем писателем, который избегал противоречий в своей художественной литературе, но даже он чувствовал себя обязанным предать двух своих убийц двум различным, но подходящим формам правосудия. Сомерсет Моэм редко упоминается среди авторов нуара или даже криминальной фантастики, но, по крайней мере, в этом случае кажется, что в душе он был ещё более жестоким, чем самые жёсткие американские авторы того времени.
Но подождите, это ещё не всё! Вы знаете, что он позволил своим убийцам уйти и жить долго и счастливо. Но, конечно, вы можете подумать, что это счастливая жизнь была, по крайней мере, скрашена приступами раскаяния и вины? Подумайте ещё раз.
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «На краю империи» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Письмо» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Рыжий» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Бассейн» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?